Анализ картины Поля Сезанна Автопортрет - Поль Сезанн
Анализ картины Поля Сезанна Автопортрет

Анализ картины Поля Сезанна Автопортрет

Поль Сезанн – это французский художник, который является ярким представителем направления постимпрессионизма. В своих работах он пытается соединить воедино современность и классику, социум и индивидуальность, гармонию и хаос, человека и природу. Именно в примирении двух противоположностей была его жизненная философия. Такой подход к искусству также можно наблюдать и в его многочисленных автопортретах.

«Автопортрет» Поля Сезанна (1839-1906) исполнен внутренней силы и драматизма. На первый план выступают артистический темперамент и интеллектуальная мощь живописца. Словно преодолевая сопротивление материалов, художник лепит форму лица с выпуклым лбом мыслителя, напоминающим купол. Гибкие и пластичные пастозные мазки его кисти одновременно создают объем и намечают пространство. Взгляд глубоко посаженных глаз строг и печален. Никакие детали не отвлекают внимания от портрета. Лицо с его скульптурной пластикой выступает из плоскости холста. В этом «Автопортрете» Сезанн демонстрирует свою приверженность «чистой живописи», представляет зрителям личную философскую концепцию о неделимости мира и человека.

Данный автопортрет Поля Сезанна был написан в 1875 году, и считается одним из первых. Помимо того, что он наглядно демонстрирует оригинальность стиля художника, в нем также присутствует некий драматизм и огромная внутренняя сила. Черты лица были прорисованы таким образом, чтобы на первом плане были заметны его интеллектуальность и артистизм, отодвигая на задний план любые другие эмоции.

Форма лица и высокий лоб, точнее, их контуры и фактура, создают впечатление, будь то Сезанн не рисовал, а вылепливал каждую деталь из мягкой глины. Это достигается путем многослойного накладывания краски, создавая эффект пространства и настоящего объема.

Что касается взгляда художника на «Автопортрете», то в его глазах видна не только строгость, но и скрытая печаль. Иные детали отсутствуют, чтобы можно было полностью сконцентрироваться на самом образе. Творец уже не впервые пользуется эффектом «скульптурной пластики», чтобы полностью передать всю гамму чувств. В этом автопортрете, как и в некоторых других шедеврах Поля, почти отсутствуют контурные линии, которые могут сделать картину нецелостной.

Кроме того, глядя на картину, можно понять и любовь Сезанна к «чистой живописи», без лишних элементов и цветовых переходов. Как говорил сам художник, именно таким образом можно наглядно показать действительную связь человека с окружающим миром.