БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧ -
БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧ

БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧ

БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧБрюллов писал портреты известных людей, библейские сюжеты работал в историческом жанре. Стили – классицизм и романтизм.

Брюллов выходец из семьи художников. В 1773 году прадед Карла Брюллова, Георг Брюлло, приехал в Санкт-Петербург. Был он орнаментным скульптором из французских гугенотов. Он передал скульптурное ремесло своему старшему сыну Ивану. Отец Карла Брюллова являлся академиком орнаментной скульптуры, живописцем. Старшие братья Карла Брюллова Фёдор и Александр также занимались живописью. Свои первые уроки они получили от отца, а затем прошли обучение в Академии художеств.

Мальчик, слабый здоровьем, в возрасте семи лет переболел золотухой, приковавшей его в это время к постели. Однако, отец был строг в своём воспитании, он мог лишить мальчика завтрака за невыполненное домашнее задание по рисованию. Однажды ослушавшись, Карл получил физическое наказание, после которого оглох на левое ухо. Юный художник хотел походить на своего отца, видя его трудолюбие, но боялся его.

В 1809 году юный художник был зачислен в Воспитательное училище при Академии художеств. Одарённый ученик в 1822 году окончил Академию с золотой медалью первой степени. В 1821 году в Санкт-Петербурге было основано Общество поощрения художников. Карл Брюллов и его брат Александр стали первыми пенсионерами Общества в Италии. Перед поездкой фамилию «Брюлло» переделали в русскую «Брюлловы». В Италии Карл Брюллов зарекомендовал себя, как отличный портретист, выполнив ряд прекрасных произведений. Отправляя одарённого ученика за границу, Общество поощрения художников выставило ряд требований, которые должен был выполнить Карл Брюллов. Это картина «Итальянский полдень», копия «Афинской школы» Рафаэля (1823-27) и большая историческая картина «Последний день Помпеи». Здесь, в Италии Карл Брюллов открыл для себя Тициана.

В 1827 году он впервые встречается с Юлией Самойловой. Графиня стала для него художественным идеалом, вдохновителем и единственной любовью. С ней он позже отправится в Помпею.

Осенью 1835 года русский художник возвращается в Россию. По дороге на Родину он посетил Малую Азию и Грецию, собрав материалы для последующих картин. С восторгом он был встречен в Одессе, затем в Москве и наконец, в мае 1836 года в Петербурге, где в честь Карла Брюллова Академия художеств устроила торжество. Карл Брюллов был признан лучшим художником России и удостоен аудиенции Николая I. Осенью того же года, по распоряжению императора, Брюллов (вместе с Ф.А. Бруни) получил звание профессора 2-й степени (в 1846 – 1-й) и приступил к занятиям в Академии художеств.

У Карла Брюллова было много учеников, зарекомендовав себя внимательным, заинтересованным в успехе каждого ученика, не оправдал ожиданий от него новой большой картины. Очередным его замыслом было посетить Псков, найти там вдохновение для картины об осаде Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1851 году. Вдохновения не было, и картину художник забросил. Давний замысел, который он долго вынашивал, — «Нашествие Гензериха на Рим» — остался в эскизе, а замысел картины, посвященной Отечественной войне 1812 г., — в черновых набросках. Вопреки всем его грандиозным замыслам художник мог только выполнять небольшие композиции, связанные с восточными темами, хотя великолепное мастерство не изменяло ему. Так на закате творчества русским художником был исполнен ряд прекрасных портретов.

На здоровье русского художника сказался невоздержанный образ жизни. Последним штрихом в его биографии стала роспись Исаакиевского собора в 1843-47 годах, которую он так и не завершил, передав её П. В. Басину. Весной 1849 года Брюллов едет за границу на лечение. Он был в Германии, Англии и на острове Мадейра, затем в Испании и, наконец, попал в Рим, где написал ещё несколько прекрасных портретов. Но силы его иссякли – он умер после очередного сердечного приступа и был похоронен на римском кладбище Монте-Тестаччо.

ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БРЮЛЛОВА КАРЛА ПАВЛОВИЧА

Картина «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» выполнена Брюлловым в 1827 году, находится в Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге. Во время поездки в Италию Брюллов много работал, изучая жизнь простого народа этой страны. Сцена из сельской жизни, изображённая Брюлловым, похожа на нарядный балетный спектакль. Художнику, был важен каждый персонаж и предмет, будь то корзина со спелыми ягодами, зеленая тыква, льющаяся из фонтана струя воды или симпатичный лохматый ослик, впряженный в тележку. Это истинный мир театра, где все живое – актеры!

Картина «Вирсавия» исполнена в 1828-32 годы, находится в Третьяковской галерее, в Москве. Картина написана художником по принципам жанровой живописи и мифологии. Сюжет картины взят из Библейских писаний. Вирсавия – женщина редкой красоты, сняв одежды, собиралась войти в мраморную купальню. Её увидел царь Давид, прогуливавшийся на крыше дворца, и был поражён красотой женщины.

В картине художник изображает обнажённое тело, освещённое лучами заходящего солнца. Брюллов мастерски передаёт игру света и тени, воздушной среды, окружающей фигуру. Тело женщины наделено скульптурной объёмностью. В «Вирсавии» Брюллов использует приём цветового контраста – матовую белизну кожи Вирсавии оттеняет тёмная кожа прильнувшей к госпоже служанки-эфиопки.
Картина «Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц гр. Ю. П. Самойловой» выполнена в 1832 году и находится в Третьяковской Галерее, в Москве. Художник назвал портрет «Жованин на лошади», но для всех он известен как «Всадница». Юлия Павловна Самойлова просила художника исполнить портрет её воспитанниц: старшей Джованины и младшей – Амацилии. Этот портрет Брюллова является парадным, сюжетным портретом светских красавиц. В Италии Брюллова сравнивали с Рубенсом, писали, что никогда прежде не видели конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством. Смысл конного портрета заключался в том, что всадник, оседлавший и подчинивший себе горячего скакуна, — человек властвующий. Здесь не полководец, ведущий армию в сражение, не завоеватель, вступающий в захваченную столицу, не монарх, венчаемый на царство, — девушка вернулась домой с прогулки.

Брюллов придал царственную позу Джованины, которая восседает на вороной лошади. Девушка с ангельскими чертами лица, кажется, она вместе с развевающейся лентой на шляпе и пышным бело-голубым костюмом амазонки вот-вот улетит в поднебесье. Картина насыщена красочными контрастами. Сюжет картины – утренняя прогулка. Проскакав по росистой дорожке, Джованина останавливает скакуна у мраморного подъезда дома. На встречу всаднице выбегает, похожая на куколку, Амацилия, с заразительным восторгом и восхищением. Вороной конь косит глазом, храпит, пытается подняться на дыбы; волнуются собаки; ветер гнет верхушки деревьев; бегут по небу облака: все возбуждено, взволновано, встревожено, но это радостное возбуждение, радостная взволнованность счастливых людей.

Картина «Портрет Марии Аркадиевны Бек с дочерью» исполнена в 1840 году, хранится в Национальной галерее Армении, в Ереване. Брюллов был высококлассным мастером портретного жанра. Люди, с которых художник писал портреты, почти всегда привлекательны. По утверждению искусствоведов, Брюллов избегал писать портреты с тех, кто не вызывал в нём душевной симпатии. Брюллов также избегал писать портреты официально значимые и торжественные, от чего не стал придворным живописцем. Он позволил себе смелость, однажды, не писать самого императора. Воспользовавшись опозданием Николая I, Брюллов покинул мастерскую.

Карл Павлович ожидал ваше величество, но, зная, что вы никогда не опаздываете, заключил, что вас что-нибудь задержало и что вы отложили сеанс до другого времени

К. Брюллов передал слова слуге

Когда Николай I пришёл спустя двадцать минут в мастерскую Брюллова, изумился, что не нашёл Брюллова.

Какой нетерпеливый мужчина!

Слова императора

Но вернёмся к портрету Марии Аркадиевны Бек. Изображая портрет незаурядных и ярких личностей своего времени, Брюллов уделял большое внимание обстановке и интерьеру. Так и в этом портрете зрителю предстаёт роскошная обстановка гостиной, написанная с красочной яркостью, убедительностью в передаче драгоценных бархатов, бронзы, мрамора. Брюллов не концентрировался на позах. Так М.А. Бек, представшая в трогательной роли матери, выглядит идеальной, томной, красивой и немного статичной. Задача Брюллова – вызывать сентиментальную реакцию зрителя, пробудить чувства умиления.

ШЕДЕВР БРЮЛЛОВА К.П. – КАРТИНА «ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ»
Картина «Последний день Помпеи» исполнена в 1830-33 годах, находится в Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге. Сюжет этой картины возник у Карла Брюллова во время пенсионерской поездки от Общества поощрения художников, когда он посетил в 1827 году Помпеи, погибшей при извержении Везувия в 1 в. н. э. Эта работа стала самым известным произведением Карла Брюллова. Картина имела ошеломительный успех на выставке в Риме в 1833 году. В 1834 году, в Париже, успеха от показа картины не произошло, так как для французов компромисс между академизмом и романтизмом был уже вчерашним днём. Картина нашла своего зрителя уже в Петербурге, на показе в Академии художеств.

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом…

А. С. Пушкин

Русский художник вобрал в себя достижения мирового искусства, познакомившись с творчеством Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка, Тициана. Результатом его работы стала картина «Последний день Помпеи» равная им по масштабу. Живопись Брюллова становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее.

Лучший живописец в Риме

А.К. Толстой

Нам открылась откопанная часть сего несчастного города. Мы взошли, у входа сидели сторожа-проводники; один из них предложил нам свои услуги и сказал, что это место был малый форум, или место, где сбирался народ для торга и других публичных дел… Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была только прерываема какой-нибудь ящерицей, был наполнен народом… Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом