Валентин Серов был выдающимся мастером-анималистом. Больше всего внимания на своих работах он уделял изображению лошадей. Этих животных мы можем увидеть практически на всех картинах великого русского художника. Несмотря на то, что работа называется «Георгий Победоносец», главной действующей фигурой является именно конь.
Первое, что мы видим при взгляде на картину – грозную, мощную фигуру коня. Серов намеренно приглушает, затемняет задний фон работы, делая его практически черным. На фоне это мрака, как гром посреди ясного неба врывается яростное животное. Серов изображает коня в белом цвете, чтобы подчеркнуть его исключительность, породистость. Кажется, что буквально через секунду конь встанет на дыбы и поразит своими копытами змея. Фигура коня очень динамична, фактурна. Особенную рельефность животному придают крупные, резкие мазки кисти мастера.
По своей сути, картина «Георгий Победоносец» Валентина Серова является иконой: сюжет, композиция, некоторые детали (нимб над головой героя). Несмотря на это, Серов нарушает все канонические правила иконографии. Его работа наполнена реализмом, эмоциональностью, действием.
Перед зрителем предстает канонический сюжет о победе Святого Георгия над змеем. На темном, почти черном фоне выделяется лишь конь героя, мастерски изображенный Серовым. Перед нами кульминация боя — поражение змея.
Сам Георгий Победоносец изображен очень миниатюрным, хрупким. В нем нет ничего от богатыря, силача или героя. Это скорее Дон Кихот, судя по его шлему и рыцарским доспехам. В руке святого всадника длинное копье, окрашенное в красный цвет. Копье одним концом поражает змея, а другим упирается в черное небо. Художник тем самым желает сказать, что лишь помощь Божья помогла Святому Георгию одержать победу. Он лишь орудие в руках Господних.
Исход битвы предрешен, однако бой еще не закончен. Художник дает возможность зрителю домыслить финал самостоятельно. Судя по всему, перед нами лишь эскиз, набросок. Но это ничуть не уменьшает впечатления от работы.
Верхом на коне изображен Георгий Победоносец. Удивляет то, что художник изобразил человеческую фигуру практически незаметной – она сливается с черным фоном. Мы можем разглядеть массивные темные доспехи на теле мужчины. На голове его – причудливой формы шлем из чистого золота. Стоит отметить, что Серов изображает светящийся нимб над головой человека, что всегда соотносится с иконописью. Но мастер далеко отходит от канонов написания икон. На картине видна агрессия, движение и динамика, что нехарактерно для изображения святых, особенно на иконах.
Внизу работы расположен змей. В некоторых источниках говорится также, что Георгий Победоносец сражался не со змеем, а с огромным драконом. Зверь изображен в темных тонах, практически сливается с ночной мглой. Георгий замахнулся и копьем пронзает извивающееся тело чудовища. Копье художник изобразил красного цвета. Возле змея лежит человеческий череп.