Анализ картины Виктора Васнецова Бой скифов со славянами - Васнецов Виктор Михайлович
Анализ картины Виктора Васнецова Бой скифов со славянами

Анализ картины Виктора Васнецова Бой скифов со славянами

Художник Васнецов проявил себя как замечательный мастер в изображении бытовых сцен. Интересовала его также религиозная тема, а с ней и мотивы народных сказок. Но и на этом не останавливается живописец в искусном овладении разными жанрами. Былинно-историческое направление занимает период творчества Васнецова с 1880 г. до конца 1890-х.

«Бой скифов со славянами» – работа русского художника 1881 г. Довольно крупное полотно на богатырскую тему написано с характерным размахом, но с некоторыми историческими неточностями.

На самом деле скифы жили за столетия до славян. Но этот факт не был известен в 19 в. В облике скифов художник пишет степных кочевников, периодически нападавших на славянские владения.

Динамичный сюжет картины показывает бой в самом разгаре. Русский витязь на вороном скакуне замахнулся богатырским оружием на разъяренного врага. Дикий кочевник на рыжем коне возносит над собой длинное копье. Стычка всадников заставляет замереть в ожидании исхода битвы.

В глаза бросается различия в обмундировании противников. Славяне как славные богатыри облачены в добротные стальные доспехи. Кочевники явно отстают – они в обычных рубахах и с простейшим оружием.

Стычка произошла посреди степи приднепровских земель. Высокая трава уходит далеко за горизонт. Тревожное небо над героями устлано пурпурной дымкой. Гнетущая атмосфера неминуемого боя передана с удивительной точностью и глубокой эмоциональностью.

Васнецов в своих былинных картинах находится в поиске утраченной первобытной Руси.

Образы сильных доблестных героев вдохновляют русского исследователя. «Бой скифов со славянами» обнажает непоколебимый дух славян в сражении с дикими захватчиками.

Картину с образом борьбы Руси «со степью» можно увидеть в Санкт-Петербурге – в 38 зале Русского музея.

Эта тема – важнейшая для Васнецова, он не оставлял ее всю жизнь. Его и самого, обыгрывая приверженность к “богатырским” образам, называли “истинным богатырем национальной живописи”.

В своих “богатырских” работах Васнецов наиболее монументален и декоративен, и это многое говорит о пафосе, свойственном картинам этого ряда. Его манера изображения русских витязей была как-то сразу и счастливо найдена и мало менялась на протяжении жизни – это доказывает простое сравнение, например, ранней картины “Бой скифов со славянами” с поздней картиной “Богатырский скок”, 1914 .

Быть может, в последней больше элементов лубка, но это объясняется временем ее создания – в 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну. По сути, все васнецовские “богатыри” – это все то же, по слову Н. Рериха, “искание Руси, не академической, не передвижнической, а настоящей, затерявшейся в далекой старине”. Эти искания и определили непреходящую художественную ценность васнецовского творчества.