Картина Исаака Левитана «Лесное озеро» была написана в поздний период творчества, когда Левитан состоялся как мастер, в совершенстве овладел всеми техниками художественной выразительности и полностью раскрыл свой талант. Воплощению замысла на полотне предшествовало множество этюдов, написанных в разное время суток и с разных точек. Автор прибегал к различным композициям и цветовым решениям, чтобы в совершенстве передать то чарующее спокойствие тихого озера, затерянного среди бескрайних лесов. В итоге он остановился на нежно-золотистой гамме с вкраплениями изумрудной зелени вековых сосен. Именно такая колористика придала произведению задумчивую лиричность.
Необычно также композиционное решение. Художник сосредоточился на противоположном берегу озера, прописав дальний план со всей тщательностью и вниманием. Ближний берег, поросший молодым ельником, написан нечетко, его очертания словно слегка расплываются. У зрителя складывается ощущение, будто он смотрит не на живописное произведение, а на фотографию, фокус которой направлен на дальний план.
Ровную зеркальную гладь озера со всех сторон обступает стена леса. Ближний берег высокий, холмистый, зато противоположный раскинулся равниной. Высокие сосны подходят вплотную к воде, словно хотят разглядеть в ней свое отражение. Только слева появляется узкая полоса песчаного берега, которая разделяет мир водный и мир земной.
Кромка леса вдали освещена розовато-золотыми лучами заката. Но солнце, расположенное за границами холста, уже опустилось достаточно низко, поэтому ближние деревья постепенно погружаются в тень.
С левого края картины изображён песчаный берег, который равномерно переходит в зелёную траву, как бы очерчивая узкую черту, проходящую между водой и берегом. Деревья очень близко и плотно расположены возле берега озера, словно сжимая его в своеобразное кольцо. Берега то пологие, то круто и резко поднимающиеся, создают ощущение какого-то скального отвеса расположенного над водою. Стволы сосен голые, высокие с зелёными верхушками, не пропускающими света и солнечных лучей, придают картине тень и тем самым отходят на задний план.
Этим автор пытался сконцентрировать внимание зрителя именно на главном его предмете, которому уделялось особое внимание при написании картины – к озеру. Все точно и скрупулёзно подмечено автором, что невольно удивляешься этому. Преобладание тёмных тонов, даёт возможность сделать вывод, что это вечернее время заката. Еле заметное голубое небо с проплывающими облачками, отражаются в озере. Автор хотел показать зрителю всю первозданность и девственность природы, наполняющую тишиной и покоем лесное озеро.
На первом плане справа довольно схематично изображены две сосны – большая и маленькая. Их ветви соприкасаются, словно они держатся за руки. Они похожи на мать и дочь, которые каждый вечер приходят к краю обрыва над озером, чтобы встретить кого-то родного, но давно покинувшего их. Эта деталь добавляет светлому полотну нотку лиричности и смутной невыразимой тоски.
В этом заключается непревзойденное мастерство Левитана, который даже простой пейзаж может наполнить лирическим смыслом.