Ученика Исаака Левитана Станислава Жуковского можно назвать признанным мастером русского пейзажа. Особенность творчества этого художника заключалась в том, что он был способен превосходно передать при помощи красок красоту определённого момента пребывания на природе, быстро запечатлев удивительные мгновения на холсте. К категории подобных работ относится и картина «Лесное озеро. Золотая осень (Синяя вода)», написанная всего за несколько часов.
На полотне изображён чудесный сентябрьский день. На берегу глубокого синего озера растут одетые в разноцветные наряды деревья. У самой кромки воды расположились стройные берёзки. Две из них украшены густой золотой листвой, а стоящая в отдалении высокая белоснежная красавица изящно изогнулась и накинула на плечи пышное рыжее платьице. Рядом с берёзками растут величественные сосны и мохнатые ели. Сейчас они, как и в любое другое время года, зелены и прекрасны.
Пологие берега озера покрыты густой травой. Холода ещё не наступили, поэтому она по-прежнему не теряет своей летней свежести. По воде, в которой отражается лазурное небо и деревья, бежит лёгкая рябь. Видимо, озорной осенний ветерок тихонько подгоняет волны. Он также ласково треплет листья на берёзках, заставляя их весело шелестеть в лесной тишине.
Глубокое озеро, огибая берег, широко разливается практически до самой линии горизонта. Вдали виднеется противоположный его берег, где также пестреют нарядные осенние деревья. А в вышине над ними радостно светит солнце и плывут пушистые белые облака.
Жуковский – мастер пейзажа, и «Лесное озеро» одна из вполне традиционных его работ. На картине изображено лесное озеро, гладь воды, ограниченная далекими берегами. На них растут деревья, стоит покосившаяся будочка – чей-то лодочный сарай, возможно? – а над озером огромное синее небо, которое напоминает в своей безграничности море. По нему плывут облака, перистые, легкие, в которых так приятно высматривать корабли и овечек, и эти же облака, подражая небу, отражает озеро.
В нем тоже живет мечта о том, чтобы быть похожим на море, и оно очень старается. Гладь воды морщит ветер, гонит по ней легкую рябь, отчего облака тоже морщатся и форма их меняется. Дальний берег, позволяя озеру мечтать, словно бы отодвигается, ограниченный полосой темно-синей воды, и никаких людей в округе нет, кроме будочки – ни одного следа присутствия человека.
Возможно, к озеру приезжают рыбаки. Сооружают шатер и на несколько дней оказываются исключенными из жизни мира. Ловят рыбу и жарят её на костре, пьют прихваченный с собой самогон, встают до рассвета, когда лучший клев, чтобы увидеть, как в озере отражается солнце и поймать самую лучшую, самую крупную рыбу.
Возможно, иногда к нему приходит одинокий охотник. Сидит на берегу, чистит ружье, купается или набирает воды, чтобы напиться – озеро выглядит таким чистым, таким невинным, что это не кажется плохой идеей.
Возможно, иногда к нему приходят влюбленные, смотрят на другой берег, жгут костры и говорят о природе своей любви, а также о красоте мира вокруг.
Дети, грибники, заблудившиеся люди – всем им найдется, чем заняться у озера. Ловить рыбу или бродить по колено в прохладной воде, купаться, оглашая окрестности визгом…
На картине же ничего этого нет. Озеро представляется идеальным для старой загадки: «Существует ли звук в лесу, там, где некому его услышать?».