Анализ картины Тициан Диана и Актеон - Тициан Вечеллио
Анализ картины Тициан Диана и Актеон

Анализ картины Тициан Диана и Актеон

Картина «Диана и Актеон» вышла из-под кисти известного итальянского художника Тициана. Она входит в серию из 7 картин, связанных общей мифологической тематикой. Работа над полотном была завершена в 1559 году, тогда же оно было передано Филиппу II Испанскому.

Изображенный на картине сюжет столь красив и вместе с тем эротичен, что по обычаям того времени, полотно завешивалось, если в комнате присутствовали дамы.

Большой интерес представляет путешествие картины по миру. Из Испании она была передана во Францию, где долгое время являлась украшением Лувра и Версаля.

После Великой Французской революции полотно Тициана попало в Англию, где и остается по наши дни, являясь доступным для всеобщего обозрения. Некоторое время картина являлась частью выставочной коллекции галереи в Эдинбурге.

Центральное место на полотне занимает сцена купания богини-охотницы Дианы. Богиня восседает на покрытой дорогой тканью скамье, у ее ног льется ручей, прислужница вытирает ей ноги. Богиня полностью обнажена и потому чрезвычайно прекрасна.

У ручья она не одна, ее окружают такие же обнаженные и расслабленные боги. На заднем плане виднеются деревья, античные колонны и голубое небо. От остального мира веселящихся богов отделяет всего лишь тонкая занавесь, которую отодвигает могучая рука молодого мужчины, одетого в некое подобие тоги.

За плечами мужчины колчан со стрелами, у ног лежит лук, который охотник уронил от неожиданности при виде столь прекрасного создания. Мужчина этот – Актеон, прославленный охотник, разбивший не одно женское сердце.

Диана возмущена и испуганна появлением Актеона, ее чернокожая служанка пытается прикрыть госпожу простыню и своим телом, но все уже свершилось и охотнику предстоит ответить за совершенное им святотатство.

Ни один смертный не вправе видеть богов в таком виде, его гордыня будет наказана, но об этом знают лишь ценители римской мифологии, зрителю же доступен исключительно этот прекрасный момент, в который художнику удалось уместить очарование наготы, стыд, гнев, неожиданную радость и восхищение.

Картина художника Тициано Вечеллио «Диана и Актеон» является парной к картине «Диана и Каллисто» (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. Размер картины 190 x 207 см, холст, масло. Заказчик – Филипп II Испанский. Диана, в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем.

Диане еще сопутствовал эпитет «богиня трех дорог», толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов.

С этим храмом связано предание о необыкновенной корове: было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву богине в святилище на Авентине, обеспечит своему городу власть над всей Италией. Когда царь Сервий Туллий узнал о предсказании, он хитростью завладел коровой, принес животное в жертву Диане и украсил храм его рогами. Диана отождествлялась с греческими Артемидой и богиней мрака и чародейств Гекатой.

С Дианой связан миф о несчастном охотнике Актеоне. Юношу, увидевшего купающуюся прекрасную богиню, Артемида – Диана в гневе превратила в оленя, которого растерзали собственные псы. Тициан писал размашистыми мазками и не придавал решающего значения контуру и перспективе. Картины Тициана так строятся цветом, что (по слова Вазари) «вблизи смотреть на них нельзя и лишь издали они кажутся законченными».

Гамма картин итальянского мастера всегда в золотистых тонах, объемы прописаны очень мягко. В зрелые годы художник снова уделяет большое внимание цвету, его манера становится еще более свободной, он использует дробный мазок, добиваясь ощущения вибрации на поверхности картин.

Его манера написания фигур, будто тающих в воздухе, отличается большим драматизмом и световыми эффектами. Картинам Тициана свойственны – тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета.