Это картина на историческую тематику, на которой художник изобразил стрельцов – регулярное царское войско эпохи Ивана Грозного и последующих времён – вплоть до Петра Первого. Мы видим на полотне Сергея Иванова колонну дюжих бородатых мужчин в ярко-красных кафтанах, которые шагают по зимней улице Москвы или другого русского города.
Трубит трубач, покачиваются на перевязях сабли, развевается квадратный флаг (у каждого стрелецкого полка он был свой, разработанный специально), рядом едут конные на лошадях, и выглядит это шествие достаточно грозно. Предводитель идущих строем солдат свою саблю вытащил из ножен, и несёт её обнажённой.
Несколько стрельцов не входят в эту колонну. Они, по всей видимости, несут караульную службу у какого-то объекта, где даже пушки возле крыльца установлены. А бодрая колонна их сослуживцев просто марширует мимо.
В XVII веке около Москвы постоянно базировалось около двадцати стрелецких полков, по тысяче человек в каждом. Они располагались собственными слободами вокруг полковой избы. Стрелецкие слободы широким кольцом опоясывали столицу.
Главное оружие стрельцов, от которого они и получили своё наименование, было огнестрельным: ружьё «пищаль», заряды к которому носили на широкой перевязи –патронташе. В ближнем бою применяли бердыш, копье и саблю. Каждый полк располагал артиллерией на конной тяге, собственным оркестром. Стрельцы делились на московских и городовых (в провинциальных городах).
Картина Сергея Иванова Стрельцы точно передает внешний облик стрельцов. Они имели форменную одежду: оригинальные яркие кафтаны и круглые отороченные мехом шапки, на которые в военное время надевались блестящие круглые каски. В свободное от войны и караульной службы время стрельцы занимались приусадебным хозяйством. Они же выполняли в городах функции пожарных.
Мы видим, что люди вокруг этого шествия живут своей жизнью. Никто не обращает особенного внимания на колонну людей в красной форме. Никто не намерен прерываться, чтобы посмотреть на это шествие, потому что это – обыкновенная часть повседневной жизни.
Картина Сергея Иванова получилась очень реалистичной – как небольшое «окно» в далёкую историческую эпоху.
Сергей Иванов родился в 1864 году, и ещё в детстве выказывал склонности к рисованию. Однако, отец его, уверенный, что живописью приличному человеку не прокормиться, отправил его учиться на инженера, видя в этом своеобразный компромисс – по его мнению, и там, и там надо было рисовать, но инженером все же быть почетнее и прибыльнее.
Проучившись в неприятном ему институте три года, Сережа – тогда мальчик 14 лет – оставил его и перешел в Московское училище живописи, где и показал себя, как прилежный ученик и талантливый художник. Любимым его жанром оставались сюжетные сценки. Неизъяснимо привлекала его деревенская жизнь, прошлое Руси, проблемы социального неравенства, которые, с помощью критического реализма, он и отображал в своих картинах максимально точно.
“Стрельцы” – одна из его исторических картин, выписанная, как всегда, широкими мазками, без тысячи деталей на квадратный сантиметр, но живо, понятно и сообразно истине. На ней стрелецкий полк, возвращающийся из похода. Трубит трубач, покачиваются на перевязях сабли, развевается квадратный флаг (у каждого стрелецкого полка он был свой, разработанный специально), едут конные на лошадях, и лица у стрельцов усталые, торжественные и немного грозные.
Возвращаются, скорее всего, с победой. А люди вокруг живут своей жизнью. Колченогая собачка не обращает особенного внимания на толпу людей в красной форме, без стыда повернувшись к ним хвостом, слепой старик собирает милостыню, в церкви наверняка идет служба, в маленькой лавке продолжается торговля.
Никто не намерен прерываться, чтобы встретить или хотя бы порадоваться прибытию стрельцов, а все потому что они – такая же жизнь повседневной жизни. Выходят в дозоры. Иногда отправляются на войну.