Картина Сергея Иванова В приказе московских времен - Русские художники
Картина Сергея Иванова В приказе московских времен

Картина Сергея Иванова В приказе московских времен

Картина «В Приказе московских времен» посвящена событиям ХVII столетия, времени правления Федора Алексеевича Романова, образованного и энергичного царя. За несколько лет правления он значительно преуспел в реформаторской деятельности. Важнейшим событием его царствования стало уничтожение во время заседания Земского Собора местничества (1682), что давало возможность продвижения по службе не очень знатным, но образованным и умным людям. Одновременно были сожжены все разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен них было приказано завести Родословную книгу, в которую вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе. Создание приказной системы привело к формированию особого слоя приказной бюрократии.

Приказы — органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. На протяжении ХVII столетия функционировало в общей сложности около 80 подобных органов управления. Каждый из них отвечал за какую-то узкую сферу деятельности: внешнюю политику, феодальное землевладение, защиту незавидной участи переселенцев и др. Для правильной оценки платёжеспособности жителей отдельных местностей, были организованы особые финансовые приказы — «четверти» («чети»), отвечавшие за определённые районы страны. Главным из них был приказ Большого прихода, куда стекалась основная часть собираемых средств, о чем и поведал нам художник. В картине заметны новаторские приемы, разработанные живописцем в историческом жанре: композиция полотна напоминает кинокадр, в котором взятые крупным планом действующие лица активны и энергичны.

Данное произведение является иллюстрацией к изданию «Картины из русской истории», выпущенному издательством «Гроссман и Кнебель» (М., 1909). Серия из 50 выпусков брошюр являлась школьным пособием с иллюстрациями и текстами, отражавшими характерные моменты истории России. К изданию были привлечены лучшие художники своего времени, среди которых был С. В. Иванов.

«Картины по русской истории“ приобретались не только учебными заведениями, но и частными лицами. Владельцы картин нередко вставляли их в рамы и вешали в кабинете или в гостиной. Помимо картин на исторические и бытовые темы, художник писал портреты и пейзажи, занимался иллюстрацией книг, среди которых были произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Картина наглядно повествует нам о работе приказной системы 17 века. С раннего утра в приказах на Ивановской площади уже стояла очередь из самых разных слоев того общества, каждый из которых пришёл со своим прошением.

На картине они столпились вдоль стены, ждут пока судья освободится. Судья же восседает в центре стола, видимо занятый очередным делом. Рядом сидят помощники – дьяки и главный секретарь приказа. На столе лежат свитки, должно быть это Соборное уложение 1649 года, или Указная книга, ими советники должны были руководствоваться при решении вопросов с которыми к ним обращались.

У дверей в красном кафтане с золотой вышивкой важно стоит пристав, он решает пропустить просителя или нет. Работа кипит полным ходом, свитки все длиннее – значит дело затянулось, идет «приказная волокита». В глаза бросается начало стола – кучей лежат различные приборы для записей: чернильницы, столбцы, перья, горшок с клеем, которыми подклеивали листы чтобы, получались свитки, сургуч, воск для печати, горшочки с красной киноварью чтобы писать первую заглавную букву.

Беспорядок говорит о том, что рабочий процесс закончится не скоро, важно решить как можно больше просьб, а дьяки не успевают. Один пишет на колене, а чернильница весит у него на шее, второй вырисовывает буквы скорописью, а третий взяв в рот перо разговаривает с просящим, остальные сосредоточившись на своем деле зацепив перо за ухом. Гусь в палате, и двое мужей что – то держат в руках «поминку» (взятку), без которой договорится с приказом было невозможно.