Баскаки – одно из последних произведений Сергея Иванова. Творческий путь Иванова – это жажда передать всю боль народа, повседневную жизнь древней Руси, с ее сложностями и лишениями, а вовсе не яркие, героические битвы и победы.
Порабощенный, народ, вынужденный платить буквально чтобы продолжать жить, не сломлен. Он сохранил самобытность и привычный жизненный уклад. Иванов прекрасно изобразил тот момент, когда баскак-откупщик, не соизволив даже слезть с лошади, глядит на разложенную перед ним подать. Эта утварь – плоды труда разных ремесленников. Предметы сверяют со списками и уносят в телегу вынужденные помогать во всем этом варварстве русские, что видно на втором плане.
Как подать уйдут не только лучшие изделия деревенских умельцев: приготовленные в качестве рабов парни и девушки связанными стоят на коленях. Они в композиции – яркие пятна на переднем плане, как олицетворение кажущегося бесконечным плена русичей. Разрозненных, без шанса на сопротивление.
Вокруг главного баскака, словно черные тени, бледная, но неизбежная армия татаро-монгольской орды. Они всегда готовы начать грабить и убивать присутствующих подданных по одному лишь взмаху руки представителя ханского двора. Будь причиной недостаток предметов подати или что-то иное.
Сюжет не оставляет возможности противиться: он поглощает эффектом присутствия, зритель мгновенно сопричастен и сопереживает происходящему. Этот самый эффект для картины – нечто новое для того периода, начало модерна в исторической живописи.
Выразительные позы и контуры, яркость и чистота палитры, лаконичность, переплетающаяся с декоративностью, острое ощущение драмы – особенности картин Иванова, который не довольствовался милым бытом в исторических сюжетах.
Полотно хранится в Музее истории и реконструкции Москвы (ныне – Музей истории Москвы).
Художник Сергей Иванов никогда не был безразличен к трагическим событиям, которые связанны с историей россиян. Свою сопричастность к переживаниям о нелегкой судьбе народа Иванов выражал посредством собственных работ в живописи. Незадолго до кончины художник создает одно из последних своих творений, получившее название «Баскаки». Автор никогда не стремился приукрашать русский быт или изображать только грандиозные свершения и завоевания. Поэтому на картине он создал правдивый образ древней Руси, обыденный, со всеми его тяготами, гнетущими жителей этой великой страны.
На картине зритель видит как русские люди вынуждены платить дань жестоким войнам татаро-монгольского иго. Пусть россияне попали под рабство Орды, но их жизненный уклад, а также самобытный и стойкий нрав не сокрушим. Главным действующим лицом полотна является баскак, сидящий на своем черном коне. С надменным выражением лица он осматривает ценную подать, которую непосильным трудом добывали русичи. Другие ордынцы проверяют товары по спискам и загружают их на повозку.
В левом углу картины перед зрителями предстают молодые люди — рабы. Художник намеренно привлекает к ним внимание и выдвигает их на передний план. Они вынуждены преклонить свои колени перед захватчиками, так как столкнулись с невозможностью сопротивления и беспомощностью перед ними. Руки, взятых в рабство, связанны за спиной грубыми веревками.
Баскака сопровождают войны Орды. Они готовы убить каждого, кто не способен внести взнос в их казну. На картине они изображены темной массой на заднем плане.
Полотно Иванова «Баскаки» было новаторским в искусстве начала прошлого века. Он смог изобразить всю драматичность и остросюжетность сцены используя необычное, бросающееся в глаза, цветовое оформление композиции, а также лаконичность в каждом штрихе.