Анализ картины Сальвадора Дали Переходный момент - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Переходный момент

Анализ картины Сальвадора Дали Переходный момент

Великий, неординарный и крайне непредсказуемый испанец Сальвадор Дали родился в необычной семье, где мать была глубоко верующей, а отец ярым атеистом.

В детстве Дали непоседливый, разбалованный мальчишка, не отличавшийся хорошей успеваемостью в школе, рано проявил тягу и способности к рисунку. Родители гордились сыном и, желая дать ему достойное образование, отправили его учиться в мадридскую художественную Академию. Но и здесь он не учится, относится к учителям высокомерно, считает свой талант гораздо выше способностей любого из них.

Настолько недостойное поведение повлекло за собой исключение из Академии. Через год Дали восстановился и был повторно исключен уже навсегда. Однако, незаконченное образование не отразилось на творчестве автора. У Дали есть собственная выставка, на которой он по стечению обстоятельств знакомится с Пикассо.

Картина «Переходный момент» написана в 1934 году. На ней дама в белом платье. Сюжетные композиции с женщиной в белом Дали использует часто. Считается, что это символичное изображение рано умершей двоюродной сестры художника.

Повозка причудливо изгибается и при различных ракурсах рассмотрения принимает различные черты: то костей, то далекого города. Подобная иллюзорность характерна многим созданным творениям Сальвадора Дали.

Когда началась Вторая Мировая война, художник эмигрировал в Соединенные Штаты, где его очень хорошо приняли и даже дали возможность организации личной выставки в Художественном музее.

О творчестве Дали еще при жизни ходили легенды. Бесконечное количество личных выставок, количество созданных сюжетов – невероятно. Особенно поражает факт, зафиксированный галереей Тейн, где была организована одна из выставок сюрреалиста Дали, когда ее посетило, по скромным подсчетам, двести пятьдесят миллионов человек.

Картина «Момент перехода» (иногда название также переводят «Переходный момент») написана Сальвадором Дали в 1934-ом, сверхпродуктивном и самом «сюрреалистическом» году и, как и значительная часть творений испанского художника, неизвестна широкой публике.

Причина самая обычная — эта вещь (54 Х 64,5 см; холст, масло) находится в частной коллекции. Такой уж Дали был художник: ничего не показывая публике (именно по причине быстрого попадания его работ в частные коллекции) умудрился, тем не менее, стать одним из самых известных живописцев 20-го столетия.

И, хотелось бы добавить, одним из крупнейших мастеров самопиара, без которого торговать 50 лет картинами, разлетавшимися, как горячие пирожки, было бы решительно невозможно! Вот и осели эти пирожки в разных частях света, в частных собраниях, доступные лишь взорам избранных — а жаль…

Впрочем, в случае с «Переходным моментом» все не так уж и печально. Всякий, кто бросил даже поверхностный взгляд на эту картину, сразу вспомнит другую вещь Дали, написанную годом ранее: превосходную картину «Призрачная повозка», которая сегодня находится в экспозиции Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе, и насладиться ею могут свыше 1 000 000 человек ежегодно.

И пусть «Призрачная повозка» вчетверо меньше (почти миниатюра) и написана на доске, и пейзаж, и главный образ — повозка, наблюдаемая со спины — в обеих картинах практически идентичны.

Плоскость Ампурданской долины, россыпь домиков далекого города, Пиренейские горы, отделяющие Испанию от Франции — и повозка с силуэтом возницы, который в то же время может восприниматься, как увенчанная куполом башня вдали, в том самом городе, к которому держит путь повозка. Это так называемый «двойной образ», которые Дали особенно часто использовал именно в сюрреалистический период творчества.

В этом, собственно, и заключается смысл названия картины: «момент перехода» происходит в ту секунду, когда вместо возницы мы начинаем видеть башню, а повозка, в результате этого, теряет свою «настоящесть» и будто растворяется в жарком каталонском воздухе….

Отметим и кое-какие отличия «Переходного момента» от призрачной повозки: во-первых, пользуясь даруемой творцу свободой, Дали «натащил» в картину валунов с мыса Креус, которым здесь явно не место; во-вторых, здания города вдали написаны гораздо более схематично (эдакое возвращение Джорджио Кирико в работы Сальвадора Дали) и, в-третьих, в «Момент перехода» добавилась вечно спешащая, с развевающимися лентами шляпы, кузина Дали Каролинета из Барселоны, которая когда-то пробудила во взрослеющем мальчике Сальвадоре мужское начало — и умерла совсем молодой, в возрасте всего 19 лет.