Анализ картины Рене Магритта Сын человеческий - Мировые шедевры
Анализ картины Рене Магритта Сын человеческий

Анализ картины Рене Магритта Сын человеческий

Остроумие автора-сюрреалиста сделало его картины в основном не музейными экспонатами, а частью множества частных коллекций. Неизвестному владельцу принадлежит и самая известная работа художника – его автопортрет под названием “Сын человеческий”. Полотно создано за 3 года до смерти Магритта.

Самая известная среди работ Рене Магритта – картина-загадка «Сын человеческий». Написанная в 1964 году, она сразу завладела умами внешней простотой и чрезвычайной глубиной содержания.

Цепляющий внимание и легко запоминающийся образ мужчины в деловой одежде – черном пальто на рубашке с галстуком, и со шляпой-котелком на голове.

Парадоксальный объект – зеленое яблоко загораживает лицо человека. Чаще всего картину интерпретируют как символический образ современного мужчины – бизнесмена, который все же остается потомком первого человека – Адама, и потому подвержен соблазнам и греховным действиям; они подобно яблоку познания перекрывают взгляд на мир существующих видимых и невидимых вещей. Однако Магритт, скорее всего, желал бы предоставить право интерпретировать его полотно каждому из нас в отдельности. Ведь так и есть: каждый смотрящий на «Сына человеческого» раскрывает свое видение жизни, личную философию.

Труды Магритта не просто яркие красивые постеры, вдобавок они несут в себе философскую загадку. Показать существование скрытого смысла, потаенной сути явлений в мире – вот задача сюрреалиста Рене. Причем сам художник отказывался причислять себя к этому направлению. Сюрреализм базировался на психоаналитической науке. Образы Магритта не научны, а больше мистичны и наталкивают не на сухие интеллектуальные споры, а на полет творческой фантазии и поиск истины бытия.

«Сын человеческий» – это потерявший индивидуальность незнакомец, который всматривается в то, что скрыто от глаз. Фон – стена, море и небо в облаках – ничто не отвлекает его внимания.

Интересно, что писалось полотно как автопортрет. Теперь облик анонимного мистера в котелке и пиджаке порою воспринимается отдельно от автора картины. «Сын человеческий» удачно вписался в современную массовую культуру и продолжает вдохновлять людей задаваться вопросами, далекими от будничной суеты.

Ироничный художник обладал отменным чувством юмора и написал портрет, на котором нет лица. Вся концепция картины – философская притча, которая отражает как самоанализ жизненного пути Магритта, так и его точку зрения о роли мужчин в современном обществе.

В центре композиции – фигура мужчины в строгом темном пальто и шляпе-котелке. Образ делового человека дополнен белой рубашкой и ярким красным галстуком. Лицо человека почти полностью закрыто огромным зеленым яблоком, парящим в воздухе. Это озадачивает и обескураживает зрителя, поэтому взгляд продолжает исследовать пространство картины и переходит на фон.

За спиной героя картины – низкий парапет, напоминающий то ли край крепостной стены, то ли ограждение набережной. Средний и дальний план сливаются, не давая зрителю понять, то ли это спокойное море плавно переходит в безоблачное небо, то ли небо занимает все пространство за спиной мужчины. Неясно, есть ли здесь линия горизонта, где именно находится мужчина – на вершине башни или прогуливается вдоль морского берега, держит оборону или отдыхает.

При повторном взгляде на героя портрета впечатление о нем несколько меняется. Пальто кажется слегка помятым и старомодным, воротничок тесно сжимает шею, а котелок сидит на голове неловко. Это поистине сын Адами, образ которого дополнен символами современного успешного мужчины – хорошей одеждой, сдержанностью и спокойствием. При этом его руки пусты, а на одежде нет карманов, что символизирует иллюзорность его достатка и благополучия.

Композиционным центром является огромное яблоко. Оно появляется на картинах Магритта не один раз, но в этом автопортрете его символизм читается легко. Это источник первородного греха, яблоко, которым Ева соблазнила Адама. Оно не дает нам увидеть лица мужчины, поскольку перед искушением все равны, и черты лица не имеют никакого значения. “Сын человеческий” – ироничная исповедь художника о слабости человека, иллюзорности его достижений в мирской жизни.