Анализ картины Поля Сезанна Курильщик - Поль Сезанн
Анализ картины Поля Сезанна Курильщик

Анализ картины Поля Сезанна Курильщик

Картина принадлежит кисти Поля Сезанна, который жил и творил одновременно с импрессионистами. В то же время художественные поиски Сезанна и художников-импрессионистов (типа Моне, Сера) очень отличались.

Творца «Курильщика» Поля Сезанна не интересовала необходимость передачи непосредственного впечатления от предмета. Он также не ограничивался исключительно вопросами цветового оформления полотен, устремляя свои опыты на поиски новых способов изображения. И «Курильщик» отразил эти поиски. Мастера интересовали не только свет и цвет, он старался найти иные способы передачи форм и объектов. В отличие от импрессионистов Сезанн не стремился запечатлеть мгновение. Каждое свое произведение он писал чрезвычайно долго, неоднократно возвращаясь к определенным мотивам.

В последнее десятилетие жизни художник часто изображал сидящих моделей. Статичная, неподвижная поза была нужна ему, так как он относился к фигуре человека как к предмету. Его интересовал не характер модели, а ее форма и цветовое решение на холсте. Зеленоватым оттенком он, как скульптор, объемно лепит фигуру и расставляет рефлексы цвета на руках мужчины. Сезанн не прописывает глаза курильщика, оставляя вместо них темные пятна краски. Абстрагируясь от бытовых аспектов, он развивает тему отрешенности от повседневной суеты.

В позднем своем творчестве Сезанн не раз рисовал статичные фигуры людей. Эта традиция пошла еще от художников XVII века, которые создавали портреты игроков карты и курильщиков. Однако на полотне Сезанна нет сюжетности, занимательности, которая так была свойственна старым мастерам.

Не наблюдается здесь и характерных бытовых деталей, несмотря на очевидную обыденность избранной Сезанном темы. В этом нет ничего удивительного, ведь «Курильщик» (как, впрочем, и многие другие полотна французского художника) отмечен влиянием модернизма. Художника вовсе не интересовал характер модели; куда более важной для него представлялась ее форма, а также цветовое оформление.

Сезанн, словно скульптор, создает шаг за шагом фигуру курильщика, придавая ей черты величавой монументальности. Точно так же он поступает с тем, что окружает курильщика, – в том числе и собственным натюрмортом, помещенным на заднем плане полотна.

Основной мотив картины – отрешенность от повседневных, суетных дел, стремление художника абстрагироваться, отойти от постылой конкретики. Этот мотив проявляется в детально не прорисованных глазах персонажа, что только уменьшает степень жизнеподобия картины, делая ее очень интересным для исследователей образцом «пластической» живописи Сезанна.