Питер Пауэл Рубенс рано начал заниматься живописью. Он учился на творениях Рафаэля, Тициана и Караваджо. Однако даже ранние картины отличаются новаторством, сочетая живопись итальянского Возрождения с реалистическим национальным искусством.
Рубенс избрал главным содержанием работ прославление жизни и религиозные темы. Последние были востребованы государством, писались на заказ, а сегодня украшают алтари знаменитых церквей.
«Воздвижение Креста» Питера Рубенса (1609-1610 гг.) – триптих, написанный художником достаточно быстро, учитывая размеры работы. Общая длина полотна составляет 6,4 м!
Центральная часть триптиха посвящена казни Иисуса. Но мы видим не саму казнь, а процесс. Композиция «Воздвижения Креста» масштабна, в ней властвует сложный ритм, динамичные фигуры, широко используется игра света и тени. Рубенс отличается от других художником умелым сочетание красок, которые словно вдыхают жизнь в нарисованные картины.
Произведение Рубенса — поистине прорыв в мировом творчестве, хотя бы уже потому, что ранее все мастера изображали Спасителя уже казненным, Рубенс же запечатлел не результат, а само действо воздвижения креста с распятым на нем Иисусом. Впервые зритель, как будто принимает участие, становится зрителем происходящего.
А еще, все персонажи, включая самого Христа, изображены далекими от принятых канонов, можно сказать, с живой мимикой, напряжением, одухотворением. Иисус совсем не похож здесь на великомученика, скорее – это его властный выбор, он спокоен и готов к смерти. Его могучие руки гордо подняты над головой, из прибитых к кресту ладоней по предплечьям течет алая кровь. Мужественно и бесстрашно его лицо, глаза возведены к небесам.
Картина, или центральная часть композиции полностью раскрывают тему казни Иисуса. В левой части триптиха посвящена скорбящей деве Марии, а на правой части два преступника, которых должны казнить вместе с Иисусом.
Могучие тела солдат, скорбящие лица женщин, тугие канаты и тяжелый крест. Экспрессия красок и колорит персонажей делает картину динамичной, мощной, наполненной чувствами и трагичностью. Чувства скорби, боли и вины одолевают зрителем, осознающим, какую жертву во имя людей понес Спаситель.
Скудная коряжистая верхушка горы, куда поднимают крест солдаты, в четных страшных тучах разорванное трагедией небо. Все это еще больше увеличивает характер произведения, его обращение к зрителю.
В художественных кругах Рубенса стали называть «богом художников». Картину Рубенс писал по возвращении домой из Италии, в своем творении он применил приемы, присущие итальянскому барокко. В частности, черты применяемые Микеланджело или Караваджо. Особенно это заметно в мощных телосложениях людей, мускулистых телах, жестких лицах.
Впечатление от просмотра сюжета такое, словно чувствуешь, как напрягается каждый мускул мужчин, что поднимают древо с телом. Их позы динамичны, мышцы играют силой, лица прописаны отчетливо и живо. По выражениям глаз видно, что они стараются и довольны тем, как продвигается установка креста.
Фигура Иисуса написана мастерски, выделена светом, словно в противовес черно-красным одеждам тиранов. Рубенс разрушал изолированность отдельных изображений, его композиция гармонична, нет отдельно стоящих героев. Правая и левая часть картины взаимосвязаны.
На левой части скорбящие женщины совместно с Марией и Иосифом молятся о спасении Иисуса. На правой – подготовка казни двух преступников в окружении нескольких солдат.
Таким образом, Рубенс показал нам непрерывное движение, вечно меняющуюся вселенную, где каждый из нас делает выбор либо в пользу добра, либо – зла.