Анализ картины Питера Рубенса Изабелла Брант - Питер Пауль Рубенс
Анализ картины Питера Рубенса Изабелла Брант

Анализ картины Питера Рубенса Изабелла Брант

Картина «Изабелла Брант» кисти Питера Пауля Рубенса была закончена им в 1926 году. В данный момент полотно является собственностью кливлендского Музея искусств. На нем изображена первая супруга живописца за несколько месяцев до смерти. Дело в том, что она скончалась от чумы, едва переступив тридцатилетний рубеж. По портрету заметно, как художник любил и ценил свою супругу, которая подарила ему троих детей. Он пишет ее без прикрас.

У Бранта была юная восемнадцатилетняя дочь Изабелла, которая просто пленила тридцатилетнего Рубенса. Всего через несколько месяцев они вступят в законный брак, основанный на нежном взаимном чувстве.

Разумеется, художник захотел изобразить своё счастье на полотне, и в 1610 году заканчивает свой знаменитый «Автопортрет с Изабеллой Брант».

Полотно отличается виртуозностью и блеском. С первых минут созерцания работы, внимание зрителя привлекает композиция картины – она далека от обычных парадных портретов. Художник сидит свободно и непринуждённо, закинув ногу на ногу. Рядом расположилась любимая супруга, на лице которой играет загадочная полуулыбка, а рука нежно касается руки художника. Эта непринуждённость поз, откровенная нежность между портретируемыми, придаёт картине лиричное пасторальное настроение.

Вроде всё в этой работе следует за канонами парадного портрета – и богатые костюмы, и фон, и то, с каким благородством и достоинством глядят на зрителя герои, однако, Рубенсу удалось избежать статичности этого жанра, наполнив его любовью и личными чувствами. Художник непросто изобразил себя с женой, но и продемонстрировал своё отношение к браку – это абсолютно равноправный союз, построенный на любви и доверии.

Большое значение в картине играет фон – это реалистично воплощённый пейзаж, где можно заметить раскидистый куст жимолости, траву под ногами, бескрайнее небо за спинами героев. При этом автор так вписал их с женой фигуры в этот пейзаж, что кажется, будто картина писалась на пленере (хотя эта традиция найдёт своё воплощение лишь у импрессионистов много лет спустя), а вся композиция выглядит очень реально.

Несмотря на значительную разницу в возрасте, Рубенс намного пережил свою молодую супругу, жизнь которой унесла чума в 1626 году.

Супруга проставленного живописца предстает перед зрителями такой, какая она есть. Супруг восхищается ей и не желает приписывать жене мифической, нереалистичной красоты. Она нравится ему немного полноватой, с живыми глазами, приподнятыми удивленными бровями-ниточками, разрумяненными щеками, заостренным, длинным носиком и теплыми, нежными материнскими руками. Нельзя сомневаться в том, что автор портрета считает свою модель идеалом красоты. Все потому, что красота ее не столько внешняя, сколько внутренняя, духовная.

От одухотворенного лика Изабеллы Брант исходит ощутимое добро и участие. Жена и муж прямо сморят друг на друга, не утаивая ничего, они очень близки, поддерживают и помогают друг другу во всем. Не удивительно, что в своих письмах к друзьям Рубенс выражал горькое сожаление о скоропостижной кончине жены, ему было очень тяжело потерять такого благонравного, несклочного, оптимистичного и сопереживающего человека.

Художник ценил свою супругу превыше всего и это он показывает заботливыми мазками, которыми выводит высокую, белоснежную грудь, окруженную орнаментом легких кружев. На ней изысканное платье по последней моде тех времен, расшитое узорами и камнями, блеск которых мы замечаем на ее корсете. Изабелла облачена в дорогую черную шубу, что говорит о достатке, благополучии и заботе, которой она окружена.