Анализ картины Ореста Кипренского Автопортрет с кистями за ухом - Орест Кипренский
Анализ картины Ореста Кипренского Автопортрет с кистями за ухом

Анализ картины Ореста Кипренского Автопортрет с кистями за ухом

Новые задачи требовали новых художественных форм. В противоположность классицизму, где главными были рисунок и контур, а цвет и освещение играли второстепенную роль, появились сложная игра светотени, резкие блики, звучные цветовые эффекты.

Уже в раннем «Автопортрете с кистями за ухом» главным было передать напряжеиное состояние мастера в процессе работы. Блестят белки глаз, плотно сжат рот, яркие пятна света на очень темном лице — все необычно и ново!

Автопортрет с кистями за ухом был написан, приблизительно, в 1808 году. Его автор – Орест Адамович Кипренский являлся лучшим русским портретистом первой половины XIX века. На картине – один из нескольких противоречивых и взаимоисключающих образов художника, запечатленных им самим же в веренице автопортретов. Личность и творчество Ореста Адамовича, к слову сказать, до сих пор во многом полнится интригующими и загадочными подробностями.

Яркий представитель романтизма, он добился небывалых высот мастерства и успеха, именно как портретист. Кипренский искал в этом жанре новые возможности. Воплощая и зарисовывая внешние и внутренние движения моделей, мастер неустанно открывал новые художественные приемы и решения. Его портреты стали своеобразной исторической летописью общества, восторгающие размахом индивидуальных характеристик, образов и проницательности Кипренского, всегда доподлинно, феноменально и самобытно передающие суть изображенных особ.

С его собственными автопортретами дело обстоит намного сложнее и до сих пор порождает споры среди искусствоведов. Каждый из полотен представляет то или иное изменение во внешнем и внутреннем облике Кипренского. «Автопортрет с кистями за ухом», пожалуй, можно отнести к самовосхвалению творческого призвания, как живописца. Смелые световые контрасты, уверенная и динамичная манера исполнения, сочность и теплота цветовой гаммы. Этот портрет дышит неуемной энергией, раскованностью и убежденностью в своих силах. Глаза молодого художника горят азартом, губы сжаты в нетерпении, а за ухом дерзко и с долей мальчишеского озорства воткнуты кисти.

Этот автопортрет необычен и демонстрирует новые эстетические приемы в изобразительных формах. Ведущую роль здесь играет сложная игра светотени и непривычные цветовые эффекты. Скудность деталей, мало цветовых вариаций – лишь посредством света и тени автопортрет будто пронзает холст. Вылепленные из мрака черты лица озарены и обласканы теплым светом. Кипренский предстает перед нами вначале творческого пути – полный энтузиазма и надежд.