Картина Николая Пимоненко Сваты - Анализ картин
Картины Николая Пимоненко Сваты

Картина Николая Пимоненко Сваты

Украинский живописец, очень увлеченно изображал именно украинскую культуру, ее обычаи, традиции и быт, таким образом, перед нашим взором появляется очередная его картина, под названием «Сваты». Необходимо сказать, что со стороны этнографической точности, изображенный на картине украинский обряд выполнен как нельзя лучше.

На данной картине, зритель может увидеть достаточно обычное дело, и даже несколько традиционное действо, которое называется сватовством. Мы видим, как сидят сваты, они перевязаны специальными рушниками и общаются с женщиной. Женщина является матерью девушки, которая сидит поодаль, как это и было положено испокон веков. Удивительным образом точно прорисованы национальные одежды, в которые облачены герои картины.

Окончить курсы из-за проблем со здоровьем Пимоненко не смог. С малой и большой поощрительными медалями и аттестатом учителя рисования он вернулся в Киев, где преподавал в двух учебных заведениях: Киевской рисовальной школе и Киевском художественном училище.

В 1885–1887 годах Николай Пимоненко занимался поиском своей темы и активно участвовал в художественной жизни: на академических выставках появились его картины «После аукциона», «На каникулах» и другие. А с конца 1880-х годов он остановился на изображении жизни украинского села.

С 1886 по 1889 год Пимоненко написал ряд бытовых картин, сюжетами которых стали моменты из жизни простых людей. Интерес к традициям и быту сельских жителей прослеживался и в названиях работ: «Засватанная», «В Чистый четверг», «В разлуке», «Святочное гаданье», «Афанасий Иванович и Хавронья Никифоровна».

Большой успех мастеру принесла картина «Святочное гадание», которая экспонировалась на академической выставке в 1888 году. Критики высоко оценили это полотно.

В 1891 году за картины «Свадьба в Киевской губернии» и «Утро Христова Воскресения» художник получил звание почетного вольного общника Академии художеств, а в 1904-м ему присудили звание академика.

Николай Пимоненко участвовал в международных выставках в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене. В 1909 году за картину «Гопак» мастера наградили золотой медалью Салона де Пари Общества французских художников. Картину, имевшую большой успех, в свою коллекцию приобрел Лувр.

Картина «Сваты» рассказывает о традиционном обычае: сватовстве. Пимоненко был хорошо знаком с русско-украинским бытом, отлично разбирался в иконописи. Его отец занимался резьбой по дереву и владел иконописной лавкой, а сам художник обучался иконописи в школе при Киево-Печерской лавре. Поэтому Николай Пимоненко с любовью и этнографической точностью изобразил на полотне обстановку хаты, красный угол, посуду и утварь, традиционные костюмы персонажей.

На полотне Николая Пимоненко Сваты — хата бедной вдовы. Немолодая крестьянка надеется, что «стерпится — слюбится», и распивает чарку со сватами богатого жениха. А дочь-невеста сидит в сторонке, явно не испытывая никакой радости от этого сговора. Николай Пимоненко изобразил ее с теплом и вниманием, сделав смысловым центром композиции.

Заслуга картин художника — в точном изображении и узнаваемости сельского быта. Николай Пимоненко написал не конкретную семью, а некий тип украинского крестьянского хозяйства конца XIX века в Российской империи.

Художник умер после тяжелой болезни в 1912 году. В 1913-м в Императорской Академии художеств состоялась посмертная выставка его работ. На ней представили 184 картины, 419 этюдов и 112 рисунков карандашом.

Таким же образом, поражает и довольно точная прорисовка тогдашнего типичного жилья, стоит отметить, что, несмотря на кажущуюся пустоту в помещении, это не является выдумкой автора, в те времена, все, что должно быть на кухне, это стол, печь и скамейки. Неслучайно автор отлично прорисовывает иконы, которые стоят сверху, над обеденным столом, в прошлом он имел большой опыт в иконописи и резьбе по дереву, поэтому иконы выполнены очень качественно и достоверно.

Мастер очень достоверно передает все краски, что делает полотно более реалистичным и верным с точки зрения передачи сюжета. Также стоит отметить и поразительную игру света, который проникает в помещение через два окна и озаряет собой все, таким образом, мастер актуально играет с тенью и бликами на некоторых поверхностях и людях. Точность прорисовки отдельных этнических деталей позволяет не только рассмотреть иконы, но даже увидеть узоры на одеждах и рушниках, которые висят поверх икон.