Анализ картины Митрофана Грекова Трубачи первой конной армии - Анализ картин
Анализ картины Митрофана Грекова Трубачи первой конной армии

Анализ картины Митрофана Грекова Трубачи первой конной армии

Знаменщик и трубач обычно находятся впереди войска. они зовут за собой, вселяют в бойцов мужество призывными звуками трубы, развевающимся алым знаменем, которое уверенной рукой держит загорелый от длинных дорог знаменщик. Его конь, возбужденный звуками боя, пытается пуститься вскачь, но сдерживается знаменщиком.

В медную трубу трубит трубач на белом коне, с накинутой на плечи буркой. Скудный пейзаж дополняет картину, — пыльная степь с редкими валунами, чахлые кустики зелени и яркое синее небо над головой.

М. Б. Греков является основателем русской батальной живописи. По его работам можно изучить историю советского государства и наглядно увидеть бытовые события. Одной из ярких примеров работ этого направления является картина «Трубачи первой конной армии».

Художник был призван к военной службе и писал все свои работы, исходя из личного опыта. В армии живописец не прекращал работу и отображал сложные трудовые будни обычных советских солдат и работы трубачей, которым необходимо было не только скакать на лошади, но и музицировать.

Идею этой работы художник вынашивал со времен гражданской войны. Он стал своеобразным создателем наглядного пособия подвигов Красной Армии.

В работе живописцу очень точно удалось передать движение и устремленность конного войска. На переднем фланге восседают трубачи, это не холеные музыканты, а крупные вояки, играющие на духовых инструментах. Они впереди всей конницы поднимают боевой дух солдат, показывают свое бесстрашие, смелость и отвагу.

Рядом атаман в овечьей шапке, он развернут к трубачам и, возможно, что-то кричит. Может это боевой клич. Красное знамя алой волной развивается над головами солдат. Конница своей многочисленностью уходит вдаль и видимо не все могут слышать игру трубачей.

Художник передал значимость поднятия боевого духа. Поднявшаяся пыль на дороге означает, что кони не просто медленно идут, а движутся в активном темпе. Картина наполнена патриотизмом, так и хочется присоединиться к коннице и вступить в борьбу за несправедливость. Ясный день создает позитивное настроение.

Художник был свидетелем неспокойных событий и с точностью смог перенести настроение того времени. Сам живописец примкнул к отрядам Красной Армии и сопровождал их весь период гражданской войны. Он исполнял роль армейского художника, запечатлевая события того тревожного времени.

Хотя бойцы на картине Митрофана Грекова «Трубачи Первой Конной» одеты совсем не на парад, само полотно зрителем воспринимается как праздник… Скорее всего потому, что от полотна словно исходит позитив да и само оно наполнено радостью.

Странное дело — красноармейцы одеты явно не на парад. На них потные, видавшие виды гимнастёрки и рубахи, казачьи шаровары и городские брюки. На головах краснозвёздные фуражки или поношенные папахи, а кто и вовсе простоволосый… Однако все всадники держатся в седлах твёрдо и стройно. Да и лошади музыкантов подобраны в одну масть. Их величавая поступь придает особенную торжественность всему этому походному движению. Вот и кажется, что шествуют они словно на параде.

Над головами бойцов распахнулось синее небо. Под копытами лошадей пылится степная дорога. Жаркий ветер развевает армейское с золотыми кистями знамя, которое несёт во главе колонны знаменосец. Впереди на белых конях музыканты — три трубача и два горниста, а сбоку на горячем темно-гнедом коне гарцует командир… И хотя все утомлены походом, но трубачи дружно дуют в пылающие на солнце трубы свой победный марш. Перед нами предстает не просто групповой портрет музыкантов-буденновцев, а яркий образ победоносной Красной Армии.

В группе особенно выделяется самозабвенно играющий молодой трубач. Кажется, что он весь без остатка отдается ритму музыки. Более степенным и деловитым выглядит трубач в синей косоворотке. Удаль и задор читаются в загорелом, обветренном лице молодого командира… Художник строит композицию картины так, что зрительское внимание сразу и надолго приковывается именно к этим фигурам.

Одним из учителей Грекова был Илья Репин

Настоящее имя художника, родившегося на хуторе Шарпаевка, Митрофан Матрыщенко. Ещё в детстве он любил перерисовывать картинки из журнала «Нива». Продолжил рисовать и во время учёбы в окружном училище…

Митрофану пришлось долго уговаривать родителей, чтобы они разрешили ему поступить в Одесскую рисовальную школу. Талантливый юноша понравился педагогам и они дали ему рекомендацию для поступления в Высшее художественное училище при Петербургской Академии художеств без экзаменов. Через три года, получив высшие оценки по трём основным предметам — рисунку, живописи и композиции, Греков переводится в мастерскую профессора-руководителя Ильи Ефимовича Репина.

Его картина «Охота на лисицу» на академическом конкурсе эскизов была отмечена первой премией и наградой в сто рублей. После ухода Репина из Академии Греков перевелся в мастерскую знаменитого батального художника Франца Алексеевича Рубо, где четыре года изучает мастерство батальной живописи. В конце 1911-го он заканчивает Академию художеств.

Военная служба и война

В 1912 году Грекова призывают на действительную военную службу, в Атаманский полк, расквартированный в Петербурге. Ему удалось добиться разрешения заниматься живописью в казарме и завершить заказанную ранее картину «Атака на кирасир». Работа имеет колоссальный успех на выставке в Академии художеств, а сам мастер получает заказы на батальные полотна для офицерских собраний гвардейских полков.

После окончания действительной службы в 1913 году и до начала Первой мировой войны он написал пять больших «баталий»: «Атака французской батареи гвардейской пехотой при Бородино. 26 августа 1812 года», «Лейб-гвардейский Павловский полк в сражении под Фридляндом. 1807 год», «Атака лейб-гвардейского Кирасирского ея величества полка на французскую батарею под Кульмом. 18 августа 1813 года», «Атака шведов ярославскими драгунами», «Атака лейб-гвардейского Гренадерского полка на турецкие позиции под горным Дубняком».

Когда начинается Первая мировая, его призывают на фронт и зачисляют писарем в 19-ю особую казачью сотню, несшую фельдъегерскую службу при Ставке Верховного главнокомандующего в Могилёве. Греков не расстаётся с карандашом и бумагой. Он постоянно рисует этюды из фронтовой жизни. В рисунках и акварелях художника того времени запечатлён нелёгкий окопный и походный быт русских солдат. Есть воспоминания, что в то время художник написал несколько картин, но их местонахождение не выяснено.

Весной 1917 после тяжёлого ранения Греков попадает в Новочеркасск и оказывается в самом центре гражданской войны на юге России. Его материальное положение было очень тяжёлым. Галки и вороны, на которых он вынужден был охотиться, долгое время оставались единственной пищей. Но при этом Митрофан Греков продолжает писать…

Летописец Первой Конной

В январе 1920 года судьба наконец-то поворачивается лицом к мастеру. На рассвете 7 января Красная Армия входит в город. Греков вышел навстречу бойцам на Колодезную улицу, чтобы уже на всю жизнь слиться с этой армией и стать её летописцем. Он устраивается вольнонаёмным художником на краткосрочные военные курсы и занимается с красноармейцами рисованием. Одновременно пишет плакаты и лозунги, рисует с натуры портреты курсантов, командиров Красной Армии, быт красноармейцев.

В 1923 году его представили Клименту Ворошилову. Художник признаётся легендарному комдиву, что своей творческой целью ставит создание живописной истории гражданской войны на юге России, на Дону и в Поволжье. Ворошилов на это ответил следующее: «Гражданская война — явление грандиозное. В совокупности эту тему не охватить и за целую человеческую жизнь». Он предлагает художнику ограничиться каким-либо одним периодом в истории гражданской войны, а ещё лучше изображением боевого пути одного крупного воинского соединения. Выбор мастера падает на Первую Конную.

Впоследствии маршал Клим Ворошилов скажет, что он знал только двух настоящих конников: Семёна Будённого, лучше которого никто не знал и не любил коня, и Митрофана Грекова, вернее которого никто не изображал лошадей…

Итак, Митрофан Греков становится летописцем Первой Конной армии… К этому времени у него было написано три больших картины: «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», «Артиллерия на волах» и портрет Михаила Левандовского — помощника командующего войсками Северо-Кавказского военного округа. Эти полотна экспонировались на IV выставке Ассоциация художников революционной России (АХРР) в Центральном доме Красной Армии.