Анализ картины Клода Моне Анемоны - Клод Моне
Анализ картины Клода Моне Анемоны

Анализ картины Клода Моне Анемоны

Моне – французский импрессионист, как и все его коллеги по жанру, стремившийся наиболее полно ухватить окружающую действительность и перенести её на бумагу, поскольку время утекает постоянно и не в силах человеческих его поймать, если только не кистью и красками.

Начинал он, впрочем, с карикатур – обрел с их помощью раннюю известность и был весьма популярен в своем городе. Этот период закончился по счастливой случайности – он познакомился со зрелым художником (первоначально Моне заочно недолюбливал его), который показывал Моне природу, направил его острый глаз, внимание к деталям, умение быстро схватывать и верную руку на запечатление чего-то стоящего. И Моне, поначалу не испытывавший никакого трепета перед миром, через собственные работы начал осознавать, насколько тот прекрасен и работать над запечатлением его с усердием и живостью, которые были присущи ему всегда.

Натюрморт «Анемоны в горшках» написан Клодом Моне около 1885 года, когда финансовое положение художника и его популярность напрямую зависели от арт-дилера и коллекционера Поля Дюран-Рюэля. В начале 1880-х Дюран-Рюэль заказал импрессионисту целую серию декоративных полотен для оформления своей квартиры в Париже. Это должны были быть цветочные натюрморты и композиции с фруктами; всего за несколько лет Моне сделал 40 работ. Некоторые из них, в том числе «Анемоны в горшках», должны были украшать двери в гостиной коллекционера. Сейчас очень странно рассматривать старую фотографию, на которой видно, что картины Моне, сделанные по размеру филенок, по шесть штук висят на двустворчатых дверях гостиной, стены которой украшает какая-то более академическая живопись. Моне совершенно не стеснял себя попытками как-то свести свои работы в ансамбль с архитектурой (впрочем, на нижних филенках цветы изображены в горшках, стоящих на полу, а на верхних — тянутся стеблями из ниоткуда в никуда).

«Анемоны» – простой его натюрморт, на котором изображены простые цветы. Они не поставлены в вазу, от них не веет пафосом роз или возвышенностью гиацинтов – они растут в простых горшках, земля в них влажная и рыхлая. Сами цветы разноцветные, яркие, они выделяются на ровном фоне зеленого, бледного сиреневого, разных оттенков коричневого, словно тропические птицы в лесу средней полосы.

Написаны они легкими быстрыми мазками, очень точно и при этом немного небрежно, несколько цветов срезаны краем картины, словно вся их яркость не могла на неё уместиться. Возможно, художник изобразил чей-то маленький сад, который впечатлил его своей легкомысленностью и естественностью. Цветы будут цвести всегда, даже когда мира человеческого не станет, они не злятся, не клевещут, не лгут – они просто есть, радуют своей красотой, радуют запахом.

Застывшее мгновение с цветами, которые в реальности давно увяли – «Анемоны».