Анализ картины Исаака Левитана Бурный день - Исаак Левитан
Анализ картины Исаака Левитана Бурный день

Анализ картины Исаака Левитана Бурный день

Исааком Левитаном за его непродолжительный, двух десятилетний творческий путь была создана целая коллекция шедевров живописи. Сопоставляя работы, написанные в один и тот же год, иногда бывает сложно понять, как рука мастера могла написать музыкальную по своему звучанию умиротворенную картину «Весна. Большая вода» и тревожное полотно «Бурный день».

В 1897 году Левитан совершил длительное путешествие по Европе, особенно запомнилась ему Вена, где на выставке только что образовавшегося творческого объединения «Сецессион» он познакомился с работами Гюстава Климта и Коломана Мозера. Художественная всеядность русского пейзажиста удивительна – его восторженность откровенно салонными жанровыми работами американца Тиссо, эротизмом австрийских художников модерна соседствует с преклонением перед маэстрией импрессиониста Клода Моне и живописной свободой Джеймса Уистлера и Андерса Цорна.

«Бурный день» как раз является тем самым примером жизнелюбивой серии произведений Левитана. На картине художник изображён ход жизни во всей его неутомимости. Он будто ураган – стремительный и неудержимый, главная цель которого не останавливаться ни на секунду. Ведь малейшее промедление означает конец.

Меланхоличность, навеянная неизбежностью конца, является другой стороной его картин. Наиболее ощутимыми эти идеи становятся в позднем творчестве художника.

Глядя на его картину «Бурный день» Исаака Левитана, можно ощутить пронзающий холод ветра, разгулявшегося на просторах пустых полей и среди одиноко стоящих домов обитателей деревушки. Небо практически полностью затянуто облаками, от чего кажется мрачным и тяжёлым. Возникает ощущение, что с минуты на минуту начнётся ливень.

Высокие деревья за поселением гнутся под порывами ветра, шумно ловят его своей листвой. Надвигается гроза. Стоит отметить, что эта картина довольно нетипична для творчества Левитана. В 90-е годы его творения носили, скорее, бытовой характер. Несмотря на то, что он неоднократно в своей жизни сталкивался с временами опустошённости и отчаяния, это не находило явного отражения в его ранних работах. Такие настроения стали спутниками более поздних работ художника. Работы Левитана увидели свет и побывали на многочисленных выставках как в России, так и за рубежом. С 1898 года он возвращается в качестве педагога в родное училище, где работает с Серовым и Коровиным.

Впечатления, полученные при знакомстве с произведениями европейских мастеров, нашли свое косвенное отражение в творчестве Левитана. Импульсивная манера исполнения картины «Бурный день» в передаче драматизма и беспокойного состояния природы, выраженных в гнетущих красках неба, клубящихся, растрепанных ветром облаках, широких полосах зеленого поля и темных, словно разбросанных по горизонту домах, по своим нотам экспрессии и живописно-пластическому решению сближает русского мастера с художником Винсентом Ван Гогом. Декоративность работы проявилась в обобщении и стилизации форм, в выбранном художником квадратном формате холста, косвенно обращаясь тем самым к стилистике модерна. Левитан делает акцент на белоснежных облаках, подсвеченных солнцем, что вносят в бурный день несколько игривое настроение. Неровные полосы поля, расцвеченные желтыми и красноватыми красками, создают ощущение некой взволнованности и рождают сильный эмоциональный подтекст.