Исааком Левитаном за его непродолжительный, двух десятилетний творческий путь была создана целая коллекция шедевров живописи. Сопоставляя работы, написанные в один и тот же год, иногда бывает сложно понять, как рука мастера могла написать музыкальную по своему звучанию умиротворенную картину «Весна. Большая вода» и тревожное полотно «Бурный день».
В 1897 году Левитан совершил длительное путешествие по Европе, особенно запомнилась ему Вена, где на выставке только что образовавшегося творческого объединения «Сецессион» он познакомился с работами Гюстава Климта и Коломана Мозера. Художественная всеядность русского пейзажиста удивительна – его восторженность откровенно салонными жанровыми работами американца Тиссо, эротизмом австрийских художников модерна соседствует с преклонением перед маэстрией импрессиониста Клода Моне и живописной свободой Джеймса Уистлера и Андерса Цорна.
«Бурный день» как раз является тем самым примером жизнелюбивой серии произведений Левитана. На картине художник изображён ход жизни во всей его неутомимости. Он будто ураган – стремительный и неудержимый, главная цель которого не останавливаться ни на секунду. Ведь малейшее промедление означает конец.
Меланхоличность, навеянная неизбежностью конца, является другой стороной его картин. Наиболее ощутимыми эти идеи становятся в позднем творчестве художника.
Глядя на его картину «Бурный день» Исаака Левитана, можно ощутить пронзающий холод ветра, разгулявшегося на просторах пустых полей и среди одиноко стоящих домов обитателей деревушки. Небо практически полностью затянуто облаками, от чего кажется мрачным и тяжёлым. Возникает ощущение, что с минуты на минуту начнётся ливень.
Высокие деревья за поселением гнутся под порывами ветра, шумно ловят его своей листвой. Надвигается гроза. Стоит отметить, что эта картина довольно нетипична для творчества Левитана. В 90-е годы его творения носили, скорее, бытовой характер. Несмотря на то, что он неоднократно в своей жизни сталкивался с временами опустошённости и отчаяния, это не находило явного отражения в его ранних работах. Такие настроения стали спутниками более поздних работ художника. Работы Левитана увидели свет и побывали на многочисленных выставках как в России, так и за рубежом. С 1898 года он возвращается в качестве педагога в родное училище, где работает с Серовым и Коровиным.
Впечатления, полученные при знакомстве с произведениями европейских мастеров, нашли свое косвенное отражение в творчестве Левитана. Импульсивная манера исполнения картины «Бурный день» в передаче драматизма и беспокойного состояния природы, выраженных в гнетущих красках неба, клубящихся, растрепанных ветром облаках, широких полосах зеленого поля и темных, словно разбросанных по горизонту домах, по своим нотам экспрессии и живописно-пластическому решению сближает русского мастера с художником Винсентом Ван Гогом. Декоративность работы проявилась в обобщении и стилизации форм, в выбранном художником квадратном формате холста, косвенно обращаясь тем самым к стилистике модерна. Левитан делает акцент на белоснежных облаках, подсвеченных солнцем, что вносят в бурный день несколько игривое настроение. Неровные полосы поля, расцвеченные желтыми и красноватыми красками, создают ощущение некой взволнованности и рождают сильный эмоциональный подтекст.