Анализ картины Ирины Шевандроновой В сельской библиотеке - Мировые шедевры
Анализ картины Ирины Шевандроновой В сельской библиотеке

Анализ картины Ирины Шевандроновой В сельской библиотеке

Конец 50-х прошлого века, зима в советской деревне и самое заветное место для детей – сельская библиотека. Здесь тепло, уютно, интересно, и это их любимое место.

Картина «В сельской библиотеке» молодой художницей И. Шевондроновой была написана как дипломная работа, но это не помешала, чтобы она в советской живописи 50-х XX века стала одной из лучших в своем жанре. Художница в лучших традициях соцреализма описала уголок обыкновенной сельской библиотеки. Посетителями этой библиотеки являются любопытные дети, разные по возрасту, но одинаковые в своей любви к чтению. Одни уже углубляются в мир знаний и читают, а другие в ожидании.

На подоконнике сидит аккуратная девочка, наверно отличница, и внимательно читает свою книгу. У нее «правильная» и популярная по тем временам прическа – уложенные сзади две косички. Вообще хочется сказать, что у художницы, и не только в этой картине, очень подробно и правдиво отражены все, даже незначительные детали. Вот и мальчики, с признаками задорных деревенских ребят, рассматривают книгу (скорее всего интересную картинку) и наверно что-то обсуждают.

Картина является самым известным произведением Ирины Шевандроновой. Широкому зрителю она хорошо знакома по многочисленным воспроизведениям в книжной литературе.
Перед зрителем открывается исключительная по своему обаянию и простоте жанровая сцена: в зимний морозный день дети собрались в сельской библиотеке. Среди них особое внимание привлекает центральная фигура девочки, мечтательно поднявшей лицо над раскрытой книгой. Рядом с ней – ее младший брат. Судя по всему, он еще не владеет грамотой и терпеливо ждет, когда сестра продолжит чтение вслух.

Над этим произведением Ирина Шевандронова работала в период 1953 — начала 1954 годов в доме творчества «Академическая дача». Неподалеку в деревне Кишарино она нашла героев своей картины. Создание полотна выявило главное направление творчества Шевандроновой, которую еще при жизни стали называть художником детской темы. В этой тематике ей удавалось не только проникнуть в суть модели, но и передать характер эпохи.

В картине «В сельской библиотеке (Читатели)» Ирины Шевандроновой внимательный зритель отмечает детали, отражающие сложности послевоенного времени. «Грубо сколоченные полки, барьер из досок, у которого топчутся ребята, скромные по оформлению книжки и газеты на столе — вот те впечатления, которые легли в основу картины», – вспоминала художница.
Во временном контексте творчество Ирины Шевандроновой следует рассматривать как явление обособленное и в определенной степени крайне важное для русской национальной традиции. Оно продолжает линию детских образов, созданных такими мастерами, как Тропинин и Кипренский, художниками-передвижниками. По точности выраженных характеристик произведения Шевандроновой в двадцатом столетии могут быть сопоставимы только с детскими портретами Аркадия Пластова.

А вот главные лица картины – девочка, и скорее всего ее братишка, в ожидании получения книги. Они насколько удачны как образы, что сразу же появляется ностальгия к доброму, светлому и откровенному. Большеглазые, с румяными щечками, с любопытными выражениями лица и в ожидании новой и желанной книги. Из под шапки просматривается немножко смущенный, но в то же время уверенный в ожидании чуда взгляд маленького читателя.

То обстоятельство, что сельская библиотека показана зимой, делает более контрастными как библиотеку, так и ее посетителей. Удачное сочетание цветов – белого, оттенки серого и красного, выделяют особую теплоту картины и делают ее фигуры мягкими и естественными. В общий замысел картины удачно вписывается и окно с видом на настоящую зиму. Несмотря на холод за окном светло. И это свет знаний, а также вера в светлую в жизнь, к которой стремились дети, посетившие библиотеку.