Анализ картины Ильи Остроухова Первая зелень - Илья Остроухов
Анализ картины Ильи Остроухова Первая зелень

Анализ картины Ильи Остроухова Первая зелень

С самого детства Илья Семенович Остроухов питал живой интерес к флоре и фауне. День за днем он собирал и коллекционировал необычные находки природы. Лишь в студенческом возрасте, Остроухов взялся за кисть и написал первые пейзажи, которые будучи натуралистом, смог найти.

Художник следовал примеру Репина, Шишкина, но не стремился их повторять. Без всякой драматизации и меланхолии, он создавал природные картины, полные жизни и души.

Многие художники и поэты стремились передать красоту своего родного края. На картине с легкостью можем узнать природу Подмосковья. В ней смешалось все, что характеризует Россию, её естественную красоту. Весна только возвещает о своем приходе первой зеленью трав и листьев, которые еще немного желтоваты. На смену лютому морозу с нотками печали, приходит радость новой жизни.

Пока только видны голые стволы берез, осин, ели этого смешанного леса. Вода передает созерцателю не только спокойствие от пробуждения природы, но и напоминание, что лето еще не скоро и холод пока не отступил. Возникает ощущение, что человек среди этого мира лишь созерцатель, который может лишь наблюдать и восхищаться полнотой жизни и чудесами природы.

Поражает колористическая целостность пейзажа, построенная на гармонии множества оттенков зеленого, охристого, коричневого цветов. Молодая нежная зелень словно окутывает деревья ажурным кружевом. Прогалины на оттаявшей земле постепенно закрываются прорастающей свежей травой. Изображение гнездящихся птиц на противоположном берегу реки вызывает душевный трепет и вселяет в сердце надежду.

Картина «Первая зелень» занимает особое место в творческой биографии Остроухова. Работа над ней началась сразу же после возвращения из путешествия по Италии, где художник познакомился с великими творениями мастеров Возрождения. Полотно стало первым крупным успехом Остроухова, которого современники причислили к ведущим мастерам пейзажа. Вслед за картинами «Золотая осень» (1886), «Ранней весной» (1887) это произведение поступило в собрание Павла Третьякова, одного из самых тонких ценителей русской живописи.

Картина представляет традиционно русский пейзаж, где утром царит прохлада и тишина. Солнце уже касается лучами травы и листьев. Снег уже ушел, и река начинает заполняться, но пока еще видны островки земли, на которых еле заметными точками пробиваются ростки.

На ветвях деревьев уже сплетены гнезда, которые послужат домом для птиц. Среди травы можно заметить несколько цветных мазков, означающих цветы.

Художник использует мало цветов, но полностью передает те чувства, которые он сам испытал, увидев эту красоту. Простота и естественность – вот главная черта картины, занимающая в российской галерее не последнее место.