Анализ картины Ильи Остроухова Ранняя весна - Илья Остроухов
Анализ картины Ильи Остроухова Ранняя весна

Анализ картины Ильи Остроухова Ранняя весна

Одним из любимейших направлений живописи Остроухова всегда были переходные состояния природы. Он стремился уловить и передать через краски и бумагу те самые, практически не уловимые, изменения природы, которые преображают мир вокруг. Одним из таких полотен и является «Ранняя весна». Картина была написана в конце девятнадцатого века.

Пейзаж Ильи Остроухова Ранняя весна словно наполнен свежим весенним запахом, кажется невероятно чистым и воздушным. А цветовая гамма построена на контрасте. Ведь весна – это что-то среднее между белоснежных сугробов и сочной зеленой травы. Уже на первом плане мы видим, как контрастирует еще чистый белый снег с проявившейся пожухлой прошлогодней травой. Тут же пробивается и свежая молодая зелень. Не случайно на переднем плане оказались и изящные березки. Крона их также написана контрастно: белый цвет и пожухлый зеленый. На одной из них виднеется ветка с молоденькими листочками.

Большое значение для восприятия полотна имеют цветовые контрасты. На заднем плане темная полоса леса чередуется со снежным полем, берега уже оттаявшей реки контрастируют с чисто-белым снегом; на переднем — проталины с побуревшей жухлой травой ярким пятном выделяются на фоне снега.

Разновидность деревьев тоже выбрана не случайно: кора берез продолжает «дуальную» манеру изображения, играя контрастами темного и светлого.

Контраст придает картине живости, передает «оживание» и пробуждение природы от долгого зимнего сна, поэтому является неотъемлемой частью изобразительных приемов на полотне. Даже при беглом взгляде на картину можно ощутить ту легкость и воздушность, которая присуща только самой ранней весне. Подобный эффект достигается с помощью обилия светлых, нежных оттенков, которые используются, например, в изображении неба, все больше светлеющего по мере приближения к горизонту, или нетронутого снега.

Стоит обратить внимание и на тоненькую веточку с зеленеющими листьями, растущую из ствола березы, расположенной на левом краю полотна.

Снег на берегу кажется совершенно не тронутым, но видна четкая граница между ним и самой рекой. Несмотря на небольшое количество используемых оттенков, картина буквально наполнена яркостью за счет того, что все цвета контрастирую друг с другом. Лес на заднем плане написан мазками в сочетании серо-зеленых и белых оттенков. Только ветки еще голых деревьев туманно сливаются чистым голубым небом.

Природа на этой картине словно пробуждается, скидывает с себя снежные сугробы, выходит из спячки и оживает новой жизнью. И вся эта резкость одновременно сочетается с какой-то нежностью и легкостью. Именно это, вероятно, и хотел передать Остроухов на своем полотне «Ранняя весна»