Анализ картины Ильи Машкова Хлебы - Русские художники
Анализ картины Ильи Машкова Хлебы

Анализ картины Ильи Машкова Хлебы

Холст, масло, размер картины – 105 на 133 см. Одно из самых известных произведений художника – яркого представителя русского авангарда. Дата создания картины – 1912 г., в то время на прилавках магазинов появляется большое разнообразие продуктов, что нашло отражение в творчестве художника. К тому же в юности Илья Иванович работал в лавках у торговцев, где, среди всего прочего, в его обязанности входило рисование вывесок. Картина и сама похожа на вывеску или витрину продуктового магазина: насыщенные яркие цвета и изобилие хлебов. В них нет утонченной изысканности, когда каждая деталь выписана тщательнейшим образом, но зато есть сочные цвета, энергия, напористость и рельефные мощные мазки.

Машков является великим представителем русского авангарда. Он так же работал в жанрах реализма, кубизма, постимпрессионизма. Его произведения считаются одними из самых ярких представителей художественного жанра авангард в настоящее время. Машков так же стал известен как основатель «Бубнового валета».

Илья Машков произведение «Хлебы» создал в 1912 году. В тот период на прилавках магазинов начинает появляться большое разнообразие продуктов, вдохновленный этим художник с воодушевлением изображает свои натюрморты с хлебом. «Хлебы» – это обычная московская пекарня на Смоленском рынке, доступная любому обывателю.

Созданное произведение художник Машков превращает в праздничное событие. Пышные хлеба, булки и батоны как будто только из печи. Цветовые оттенки коричневого, желтого, красного передают жар только что приготовленного свежего хлеба. От картины как будто даже исходит запах горячей выпечки.

Нагромождение большого изобилия хлебов захватывает автора. Он переносит на полотно обыденную еду из нашей жизни, как будто приглашая насладиться богатством и изобилием всевозможных сортов выпечки.

В этом натюрморте Машков бросает вызов позднему импрессионизму, убирая из своего произведения утонченность и изящность. Построение композиции натюрморта вполне осознанное, в ней проявляется четкость форм и материальность предметов.

Работы художника отличаются высокой энергетикой, динамичной композицией. Машков пишет художественное полотно рельефными мазками, воссоздавая реальный мир материальных вещей. После этого произведения последовала серия натюрмортов с изображением хлебобулочных изделий – «Снедь московская. Хлебы» и «Советские хлеба».

Задний план картины декорирован тканью красно-коричневого цвета с узором из крупных оранжево-желтых цветов на темно-зеленых листьях. В центре – небольшое прямоугольное возвышение, покрытое куском белой ткани. Возвышение расположено на горизонтальной поверхности, написанной оранжево-белыми мазками. На возвышении, перед ним, вокруг него – все пространство заполнено булками, батонами и ковригами.

На возвышении справа – половина ковриги ржаного хлеба с коричневым мякишем и корочкой, написанной темно-коричневым и черными цветами с вкраплениями розового. Слева лежит такая же половина ковриги пшеничного хлеба, мякиш сочного желтого цвета контрастирует с красно-коричневой корочкой. За ковригами расположились пышный плетеный батон и разрезная круглая булка. Батон обильно посыпан маком, о чем говорит его темно-серый цвет на желтом и оранжевом. Булка написана сочными цветами: коричневым, желтым и бежевым.

Слева от возвышения вертикально расположен узкий разрезной батон наподобие французского багета: оранжево-коричневый и с разрезами почти белого цвета. Под пшеничной ковригой лежат две половины буханок ржаного хлеба, еще одна примостилась сверху прямо на них. У буханок хрустящая корочка темно-коричневого и черного цвета и мякиш коричневого цвета. Справа на буханки опираются два коротких и узких батона кирпично-красного цвета из ржаной муки. Справа от батонов друг на друге лежат два квадратных кекса коричнево-розовых оттенков с верхушками, украшенными глазурью светло-желтого цвета. Справа от кексов – хлеб цилиндрической формы из ржаной муки, коричневый с мазками красного и темно-коричневой верхушкой, и пять круглых булочек, которые лежат друг на дружке стопкой, как подушки на бабушкиной кровати. Нижняя булочка и третья снизу – из ржаной муки, художник передал их насыщенным темно-коричневым и кирпично-красным с мощными мазками синего. Остальные булочки из пшеничной муки в различных оттенках коричневого. Верхняя булочка – самая маленькая, она в два раза меньше остальных.