Анализ картины Ильи Машкова Автопортрет с Кончаловским - Русские художники
Анализ картины Ильи Машкова Автопортрет с Кончаловским

Анализ картины Ильи Машкова Автопортрет с Кончаловским

Наиболее интересное полотно, которое несомненно заслуживает внимания зрителей – это «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского». Картина написана на огромном холсте, где изображены художник и его друг Петр Кончаловский. Живописец решил изобразить героев полотна в качестве двух атлетов, которые сидят на диване.

Илья Иванович Машков (1881-1944) — один из организаторов художественного объединения «Бубновый валет». В творчестве «бубнововалетцев» нашли отражение приемы французской живописи — постимпрессионизма, кубизма, а также эстетика народного лубка. Машков запечатлел себя с другом-единомышленником, художником Петром Петровичем Кончаловским.

Парный портрет друзей, почти обнаженных силачей со скрипкой и нотами, был весьма дерзким в глазах публики начала ХХ века. Столь эпатажное поведение и открытая самоирония не носили никаких злых умыслов. Домашняя обстановка с уютным чайным сервизом, лубочные натюрморты, висящие на стенах, пианино словно погружают зрителя во внутренний, совсем безобидный мир художников. На корешках книг, стоящих на полке, можно прочесть: «Искусства», «Библия», «Сезанн» — это те основы, что составляют мировоззрение живописцев. Во многом, именно отталкиваясь от творческого метода П. Сезанна — кумира художников, происходило становление живописи «бубнововалетцев». Лежащие на полу гири говорят об их внимании к красоте своего тела, а музыкальные инструменты — благообразии души. Тем самым Машков словно иллюстрирует народную мудрость: «В здоровом теле — здоровый дух», призывая к гармонии внешнего и внутреннего человеческой натуры.

Изюминкой картины считается не просто сидящие атлеты на диване, а два, крепких парня, которые исполняют романс. У Машкова в руках находится скрипка, у Кончаловского только ноты.

Искусствоведы относят картину к балаганному, театрализованному искусству. Герои предстают вниманию зрителя открытыми, веселыми, обращенными ко всем нам. Художник расположил их так, как будто они находятся на авансцене. Единственное, что создает эффект разрушения рампы – это огромнейшие размеры полотна.

Создается впечатление, что написанные герои картины как будто готовятся сойти с полотна, при этом приглашают зрителя поучаствовать в представлении, которое вот-вот должно начаться. Интересным считается тот факт, что художник решил изобразить атлетов, которые занимаются музыкой.

Машков не был спокойным, он мог легко взбунтоваться, он был тем, кто осмеливался ради «излечения» искусства обратиться к вывескам, вырезанным красивым игрушкам, лепнине, к эстетике балаганного действия. Поражает его манера письма необычного полотна – она имеет гигантские размеры. Гипертрофированные очертания, которые автор обвел темным контуром. Атлеты изображены на фоне книг, гирь и гантелей. Расставленные чашки на столе свидетельствуют о том, что друзья-атлеты после того, как выпили чаю, решили помузицировать.

Как говорил сам Машков о стиле написании своей картины, у него было желание разрушить весь мертвонаписанный мир, чтобы его творчество звучало как орган, ему хотелось подвести общество к настоящему пониманию искусства. Картина «Автопортрет с Кончаловским» была написана специально для выставки автора.