Анализ картины Фирса Журавлёва Угадай, кто пришёл… - Русские художники
Анализ картины Фирса Журавлёва Угадай кто пришёл…

Анализ картины Фирса Журавлёва Угадай, кто пришёл…

Фирс Журавлев являлся в свое время очень известным жанровым живописцем. Суть его работ состоит в описании определенных жизненных ситуаций, которые происходят с людьми. И, кроме этого, он работал над мелкими деталями, более четко выделяя предметы обихода и домашней утвари, одежды и лиц людей. На картине Журавлева «Угадай, кто пришел…» мы видим человека, буквально мгновение назад играющего на рояле. Комната несколько темна и угрюма, а зеленые обои только подчеркивают этот интерьер. По-видимому, хозяином квартиры является зажиточный купец, или человек военный. Комната достаточно большая. Это, скорее всего, зала для приема гостей. Именно размер комнаты, в данном случае, играет большое значение, так как крышка рояля открыта для увеличения громкости звука.

Из предметов интерьера мы видим позолоченные часы и бра, установленные чуть выше столика. Богатые стулья и вазы с кувшинами, стоящими на стеллажах, скорее всего, говорят о деятельности хозяина. Игру на рояли прервали двое гостей, вошедшие в комнату. И сцена показывает именно то, что музыкант не заметил, как кто-то вошел в комнату, так как музыка была достаточно громкой, увлекая и целиком захватывая внимание его. Неожиданностью для хозяина стало и то, что гостья закрыла его глаза с просьбой угадать, кто же это пришел. Такое небольшое развлечение было очень популярно. От неожиданности музыкант чуть было не упал со стула. Одной рукой он пытается уцепиться за воздух или удержать равновесие, но его все равно тянет назад. Вторая рука коснулась гостьи. И остается открытым вопрос, рад ли он этой встрече. Вторая гостья изо всех сил пытается добраться до хозяина и не дать ему упасть. По виду, она старше первой женщины, и, наверное, приходиться ей матерью. А сама ситуация, запечатленная на картине, может показаться как юмористической, так и драматичной, потому как остается открытым вопрос, что произойдет дальше.

Вот уж про кого забыли, так забыли. Да, этого в своё время весьма популярного живописца фактически подзабыли и уже было он канул бы в небытие. Если бы совсем недавно сотрудники Третьяковской галереи не обнаружили ряд его полотен в своих архивах. Работал этот художник в жанровой живописи, то есть описывал те или иные эпизоды в жизни людей.

Мало того художник был очень дружен с Крамским, не менее известным русским художником. Оба они прекрасно дополняли друг друга. Но только Крамской прославился как мастер портретов, а Журавлёв – мастер жанровых сцен.

Вот и сейчас перед нами одна из его работ. Посмотрите как чётко показаны интерьеры того времени: обои, полы, наличие камина с каминным зеркалом. Что касается хозяина этого помещения, то одним только музыкальным инструментом художник дал нам понять, что молодой человек весьма образован. И вот к нему в гости пришли две подруги. Одна из них явно его невеста, а вот другая могла бы быть и родственницей. Они пришли к нему в гости и решили его немного разыграть. Вошли потихоньку с улицы, и пока он музицировал, одна из девиц подошла сзади и закрыла ему глаза.

Полотно не носит какой-либо смысловой загрузки, просто лёгкая заметка из жизни человека среднего достатка. Но сколько в ней искренности, сколько эмоциональности. Видно, что парень не ожидал сюрприза, а одна из девиц склонна даже осудить действия подруги. Обратить внимание стоит и на одежду подруг. Одна из них одета несколько более изысканно, вторая чуть проще. И кто из них его возлюбленная сразу не поймёшь. Хотя… всё же по мимике можно понять, что дама в чёрном и есть его невеста.

У живописца много разных полотен со многими жизненными реалиями. Часто он изображал на холсте нужды сирот и вдов, рисовал детей. На выставках его работы неизменно вызывали интерес и восторг у публики, да и у коллег. Но вот в наше время имя художника и его творения были слегка в забытии.