Анализ картины Станислава Жуковского Подснежники - Русские художники
Анализ картины Станислава Жуковского Подснежники

Анализ картины Станислава Жуковского Подснежники

Русский художник-пейзажист Станислав Жуковский родился в 1873 году в семье польского дворянина в имении Старая Воля, которое находится на территории современной Белоруссии. Несмотря на протест отца, в 1892 году он поехал в Москву получать художественное образование. С 1895 года он начал выставляться на выставках Товарищества передвижников, а в 1902 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

К 1907 году Жуковский был состоявшимся художником: Академия художеств пожаловала ему звание академика пейзажной живописи, в этом же году он был принят в Союз русских художников. В 1907–1917 годах он руководил собственной частной школой, а через несколько лет после революции, в 1923 году, переселился в Варшаву.

Как и многие другие работы Жуковского, картина «Подснежники» 1911 года наполнена поэтикой уходящей эпохи дворянских усадеб — художник знал и прелесть жизни в родовом имении, и предчувствовал неизбежную утрату привычного уютного мира. На этом полотне интерьера как такового не видно, изображено только окно, на подоконнике которого стоит ящик с только распустившимися цветами. Вытянувшиеся стебли голубых цветов изогнулись и слегка поникли, напоминая своей формой прихотливый орнамент стиля модерн.

Окно изображено с поворотом влево, из-за чего видна серо-сиреневая стена. Посередине окна около коричневой рамы изображена блеклая светлая занавеска. В правом углу в окне едва заметна трещина, заставленная куском стекла. На фоне неприветливого серо-охристого пейзажа и треснувшего окна подснежники выглядят не как вестники приближающейся весны, а скорее как символ хрупкой и беззащитной красоты. Учитывая исторические потрясения, которые произошли в России в начале XX века, этот символ оказался пророческим.

В польской эмиграции Жуковский снова открыл частную живописную школу, которая пользовалась большим успехом. Художник продолжил писать лирические пейзажи и интерьеры загородных усадеб. Например, в 20-е годы он выполнил серию картин с интерьерами Лазенковского дворца, камерной загородной резиденции последнего польского короля Станислава Понятовского.

Европейский экономический кризис 30-х годов не обошел Жуковского стороной — в это время он продал часть своего собрания в СССР, а советские коллеги предлагали ему вернуться на родину. Он решил остаться в Польше, где его встретила Вторая мировая война. В 1944 году после неудачного Варшавского восстания нацисты выслали его в концлагерь Прушков, где Жуковский погиб за несколько месяцев до советского контрнаступления.

Картина «Подснежники» была написана Станиславом Юлиановичем Жуковским в 1911 году.

Художник находился тогда в тверской усадьбе Милюковых и подснежники стали героями нескольких его произведений.

На картине изображен период конца зимы и начала весны, когда тают снега, реки до краев наполняются талыми водами, а растения стремятся навстречу к теплым лучам солнца.

На переднем плане художник расположил на подоконнике деревянного окна небольшой деревянный ящик. Он наполнен цветущими, ярко – синими подснежниками, с сочно – зелеными листьями и изогнутыми в разные стороны стеблями. Одни цветы то словно повернуты друг к другу, другие тянуться к природе за окном, а третьи как будто отворачиваются от солнечного света.

За окном изображен весенний пейзаж с зелеными елями и снегом, лежащим по оврагам. На его переднем плане прямо у окна растут несколько высоких березок и раскидистых хвойных деревьев. Прямо за ними открывается вид на широкую реку и большое поле, на которых еще осталось немного белого снега. Большое поле с зеленой травой стелиться далеко к горизонту и оканчивается у опушки хвойного леса. Деревья стоят вплотную друг к другу, упираясь своими макушками в голубое, слегка хмурое, небо.

Пейзаж почти не показывает неба, зато во всех подробностях изображено окно, через которое его видно. Оконная рама коричневого цвета имеет ручку и нижний шпингалет. Стекло чистое и немного запотевшее вдоль периметра рамы, а на правой нижней части окна имеет две трещины.

Жуковский чрезвычайно трудолюбив и в сочетании с его талантом это рождало невероятно завораживающие и яркие произведения.

На сегодняшний день картина Станислава Жуковского «Подснежники» находится в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее – заповеднике.