Анализ картины Эдуарда Мане Балкон - Эдуард Мане
Анализ картины Эдуарда Мане Балкон

Анализ картины Эдуарда Мане Балкон

Картина «Балкон» была написана Эдуардом Мане в 1868-69 г. г. и была практически без возражений принята жюри Парижского салона — что в карьере Мане случалось не так уж часто. Возможно, причина этой «покладистости» жюри заключалась в выборе моделей: Мане хотя бы на время перестал изображать «всякий сброд и наглых распутных девиц», в чем не без оснований упрекали его критики, и оборотил свою талантливую кисть в сторону вполне «приличной» публики.

В частности, для картины «Балкон» Эдуарду Мане позировали: художница Берта Моризо (сидящая слева девушка с острыми чертами лица), скрипачка Фанни Клаус (стоит справа, мягким выражением своего невнятного лица напоминая овечку), художник Антуан Гийоме (разнаряженный в пух и прах и явно гордящийся собой мужчина с грудью колесом), и, наконец, приемный сын Эдуарда Мане Леон Леенхофф, едва различимый в темноте комнаты на заднем плане — и посему интереса для нас не представляющий.

«Модельный ряд», как видим, подобрался самый уважаемый: все, как один — представители той самой верхушки буржуазного общества, к которой по рождению принадлежал и сам Эдуард. А это для тогдашнего культурного Парижа имело значение!

На картине Эдуарда Мане Балкон запечатлены действия, происходившие на одном из балконов. Сам он выполнен в зеленых тонах и огражден плотной решеткой. Среди людей на балконе расположились двое женщин. Правая женщина – это скрипачка Фанни Клаус, она стоит возле двери и смотрит на зрителя.

Левая же – это художница Берта Моризо, она сидит на небольшом пуфике и смотрит за оградку балкона, а возле ее ног изображена небольшая бело-коричневая собачка. Обе женщины изображены в белоснежных нарядах, которые заметно контрастируют с остальной обстановкой. За их спиной изображен стоящий мужчина, это Антуан Гийеме, известный художник. За его силуэтом в густой темноте комнаты можно едва увидеть пасынка художника – Леона Леенхоффа. Вдохновением для создания этого полотна послужила одно из творений любимого творца Мане – Франсиско Гои – «Махи на балконе». Именно с ней связан сюжет и композиция образа. Перед созданием своей знаменитой картины Мане в рамках тренировки успел создать отдельный портрет скрипачки мадемуазель Клаус на том же самом зеленом балконе. На картине она запечатлена сидящей том же самом табурете, что и Берта.

Мы глубоко ошибаемся, если думаем, что зрителю важно, какую именно технику использовал художник, чем писал, на чем писал и т. д. — это совершенно ошибочное предположение!

Большинству из посещавших Салон было важно совсем другие:

1) чтобы картина не вызывала визуального отторжения

2) чтобы на ней были изображены «порядочные» люди и не нарушались никакие «приличия», принятые в буржуазном обществе.

Соблюдение двух этих базовых правил гарантировало художнику как минимум 50% успеха, а если он, вдобавок, еще и умел рисовать — то и все 100%. Мане, как правило, не соблюдал ни одно из них, к тому же, рисовал и писал в весьма «авторской» манере — вот почему при жизни он оставался «ужасным ребенком» официальной живописи.

Впрочем, как видим, бывали и исключения — если, как мы уже сказали, Мане правильно выбирал моделей и держал в узде свою неуемную творческую фантазию — как в случае с «Балконом». Что до моделей — отдельно следует упомянуть сидящую девушку слева — Берту Моризо.

Художница Берта Моризо была из очень уважаемой семьи и доводилась внучатой племянницей самому Жану-Оноре Фрагонару! Отец ее, имевший приличное состояние, был префектом департамента Шер. Однако Берта решила пойти по стопам своего знаменитого родственника, и семья, надо отдать «родственничкам» должное, нисколько ей в том не препятствовала.

Кстати, как художница, Моризо при жизни добилась куда большего признания, чем Мане: работы ее шесть раз подряд отбирались для Салона — пока она не примкнула к коллективу «отверженных» — Сезанну, Дега, Моне, Писарро, Ренуару и Сислею, приняв участие в их первой экспозиции в студии фотографа Надара в 1874 году. После этого отношение к ней «официальных» представителей живописи существенно ухудшилось.

С Эдуардом Берта познакомилась в 1868-ом и сразу же стала позировать ему для «Балкона». Примечательно, что 6 лет спустя она вышла замуж за брата Мане — Эжена и сделалась, таким образом, родственницей Эдуарда.

Товарищи по импрессионистскому цеху называли Берту «виртуозом цвета», и, можно не сомневаться, она сделала бы вполне успешную карьеру, в особенности, по мере того, как импрессионизм мало-помалу утверждал свои позиции — если бы не умерла совсем молодой, в возрасте всего 54 лет.

Впрочем, «карьеру» Берта все-таки сделала, пусть и посмертно: в 2013 году она стала самой дорогостоящей художницей, после того, как ее картина «После обеда» ушла с аукциона Кристис за рекордные 10,9 млн долларов.

После того, как картина «Балкон» была выставлена на Салоне в мае 1869-го, Берта отправилась туда посмотреть, что же в итоге получилось у Мане, который всегда славился своим умением изображать «что-нибудь не то».

В итоге, впрочем, она оказалась скорее довольной, чем разочарованной увиденным и в письме сестре сообщила, что на картине Эдуарда она получилась «скорее странной, чем некрасивой», и публика уже окрестила ее «роковой женщиной».

Что касается «первоисточника» заставившего Мане взяться за эту картину, здесь двух мнений быть не может: в его роли выступила известная работа Франсиско Гойи «Махи на балконе» (1805 — 1812). В настоящий момент картиной Эдуарда Мане «балкон» можно полюбоваться в Музее Орсе в Париже.