Анализ картины Эдгара Дега Звезда - Эдгар Дега
Анализ картины Эдгара Дега Звезда

Анализ картины Эдгара Дега Звезда

Если человек влюблен, окружающие видят это невооруженным взглядом. Если влюблен художник, зритель видит это в его страстных, красноречивых картинах.

“Звезда” Эдгара Дега – просто олицетворение влюбленности, да что там – любви величайшего мастера в этот танец, в приму-балерину на сцене, наконец – в сам мир балета. Дега-график проявляет здесь всю мощь своего таланта через невероятно красивую технику пастели. Этот же прием встречается во всем его балетном цикле, а также “купальщицах”.

Не то, что балерина – сама картина радужно блестит, переливается, сияет изнутри. По задумке художника, танцовщица даже не отбрасывает тени и касается сцены лишь одним пуантом: она – нечто воздушное из совершенно другого мира, возвышенного и волшебного. Дега смотрит на нее откуда-то сверху, тем не менее создавая ощущение, что – снизу-вверх.

Рампа освещает балерину снизу: она приковала взгляды зрителей, отдалась потоку вдохновения. Живописец даже не прорисовывает грубый дощатый пол, напротив, все окружающее балерины, то, что “из нашего мира”, он изображает почти схематично, обобщенно. Кулисы не похожи на кулисы: балерины второго плана словно схоронились за кустами или деревьями с желтовато-рыжей листвой.

Зрительский взгляд следует дальше занавеса, но и небесно-голубая декорация – не конечный его пункт. Из омута наблюдателя выхватывает только неясная мужская фигура со сложенными за спиной руками – то ли импресарио этого действа, то ли “меценат”. Она возвращает к действительности, снимает с глаз эту искрящуюся пелену.

Так лаконично и проникновенно, но наряду с этим – гениально Дега не творил еще никогда.

Дега создал целый балетный цикл и названия картин так или иначе похожи друг на друга. Альтернативные названия этой: “Звезда”, “Звезда сцены”, “Танцовщица на сцене”, “Прима-балерина”. Полотно хранится в Музее Орсэ, в Париже, Франция.

Когда человек влюблён, это заметно невооруженным глазом. Когда влюблён художник, об этом ярко и страстно расскажут нам его полотна.

Картина Дега «Звезда» — яркое свидетельство влюблённости великого маэстро в мир балета, танца, балерину на сцене, наконец, в саму жизнь. Техника пастели, которую мастер избрал для этой работы, как впрочем и для всего балетного цикла и для своих «купальщиц», превосходно выявляет всю силу таланта Дега-графика. В картине всё парит, она светится изнутри. Балерина, по замыслу мастера, даже не отбрасывает собственной тени и касается пола одним только пуантом, она – существо из другого мира, возвышенного и прекрасного.

Яркий свет рампы снизу освещает приму – она в центре внимания публики и охвачена вдохновением. Художник даже грубые доски пола не стал изображать – всё окружение максимально обобщено и лаконично: кулисы не кажутся нам кулисами, балерины на заднем плане стоят как будто за деревьями с рыжей листвой. Взгляд наблюдателя скользит дальше, за занавес, но и там не останавливается на светло-голубой декорации. Только лишь тёмная мужская фигура то ли «мецената», то ли импресарио, вполне земная и «осязаемая» с руками за спиной, не даёт нам забыть о действительности и возвращает на землю. Так лаконично, но выразительно и вместе с тем гениально, Дега не писал ещё никогда.

«Блистательна, полувоздушна…». Балет всегда вдохновлял великих гениев искусства на создание немеркнущих шедевров. И как Пушкин в нескольких строках передал все свое восхищение изяществом и красотой балерины, так Дега удалось в статичной картинке захватить миг парения балерины на волне славы и рукоплесканий публики. Она одна в фокусе картины, она охвачена восторгом своего искусства и кажется – вот-вот взлетит на невидимом потоке музыки и оваций. Лишь пуантом касается сцены и, как неземное создание, даже

не отбрасывает тени. Не прорисовывая окружающие детали интерьера – грубые доски пола или тяжелую ткань кулис, – художник намеренно отделил танцовщицу от земной действительности. Балерины на заднем плане как будто замерли в осеннем лесу, а свет рампы, окутав приму мягким сиянием, устремляется вглубь сцены и замирает в воображаемых голубых облаках.

И только статная фигура мужчины в дорогом черном костюме, прорисованная в респектабельной наблюдательной позе, как будто нарочито тяжела и неуместна в этой воздушной декорации успеха танцовщицы. Это поклонник или меценат, и явно не без его помощи прима сегодня купается в славе. Его уверенность в своем положении и прагматичность не дает забыть о закулисных интригах и тяжком труде балерин на пути к долгожданному, но слишком мимолетному признанию.

Все работы Дега, посвященные балету, пронизаны сочувствием и восхищением к упорству и мужеству этих хрупких женщин. Ему, как никому другому, всегда удавалось напомнить, сколько труда, несчастий, травм, а порой и смертей на сцене стоит за созданными прекрасными образами. И публика будет рукоплескать, и она будет улыбаться и кланяться ей в благодарном реверансе, и после представления осчастливит своего покровителя, и лишь луч рампы понесет в вечность слезы счастья и боли балетной примы.