Анализ картины Эдгара Дега Гладильщицы - Эдгар Дега
Анализ картины Эдгара Дега Гладильщицы

Анализ картины Эдгара Дега Гладильщицы

Кто эти женщины?

Это гладильщицы. Художник запечатлел их за работой. Они работают в прачечной, где стирают и гладят белье.

Она устала и решила сделать минутную передышку. Она весь день гладила, и теперь у нее затекла спина, болит шея, ей нужно потянуться, расправить плечи. После долгой работы в наклонку ей хочется спать. К тому же в гладильне жарко и душно от печки. От этого тоже клонит в сон.

Почему холст не закрашен полностью?

Действительно, во многих местах сквозь красочный слой просвечивает холст: может показаться, что краска плохо держится. Но Дега прибегает к такому приему вполне осознанно. Труд гладильщиц связан с тканью, и художник подчеркивает это, позволяя нам воочию увидеть фактуру холста. Оба вида ткани, реальной и нарисованной, автоматически объединяются в нашем восприятии; подлинность материала как основы картины здесь крайне важна . Интересно, что Дега обычно использовал тонкий холст, но для сюжета, показывающего тяжелый труд и бедность, выбрал другой сорт холста, более толстый и грубый. Да и сама красочная поверхность представляется сухой и шерохо­ватой, и мы, вглядевшись в картину как следует, начинаем, как и гладильщицы, испытывать усталость и жажду . . .

Почему Дега изобразил не одну, а двух гладильщиц?

Это позволило придать картине более глубокий смысл. Дега в сущности показывает два последовательных момента одного и того же действия. Два образа дополняют друг друга: одна из женщин склонилась с утюгом над рубашкой, другая зевает и потягивается. Переводя взгляд с одной на другую, мы воспринимаем две эти позы как в дох и выдох. Мы почти слышим тяжелое дыхание гладильщиц.

Нравились ли публике картины Дега?

Сюжеты, которые выбирал Дега, многих удивляли, считались грубыми. Особенно шокировала публику его манера изображать женщин, ни мало их не приукрашивая. Но постепенно зрители оценили правдивость его картин, которые отражали современную жизнь и ни сколько не напоминали идеали­зированные истории о подвигах античных героев. Успеху творчества Дега способствовала и популярность романов Эмиля Золя, с которым у художника оказалось не мало общих тем.

Эдгар Дега – известный импрессионист конца 19 — ого века, а основной чертой импрессионизма должно стать такое отображение задуманного художником, которое заставило бы зрителя сопереживать происходящему, чувствовать, будто это происходит рядом с ним или с ним самим.

Одной из работ маэстро является картина «Гладильщицы», которая будто приближает нас к образу рабочей женщины, заставляет посмотреть на неё немного по — другому, а также окунуться в атмосферу начала 20 — ого века.

Талант художника позволил ему добиться от картины, выполненной маслом, такого эффекта, будто она выполнена пастелью, столь излюбленной им. Это является совершенно уникальным случаем для мастера и несомненно подтверждает его техническое мастерство. Он не акцентирует внимание на деталях, для него важны фигуры, поэтому мазки его выглядят грубовато и небрежно.

На картине изображены две женщины. Одна из них выгибает шею и устало зевает, зажав в руке бутылку с вином. Видно, что она много и упорно работала. И вот — наступил долгожданный отдых. Другая женщина полностью погружена в работу. Она не обращает ни малейшего внимания на свою напарницу и изо всех сил старается выполнить свою работу. Ей необходимо завершить её, она давит на утюг, пытаясь отгладить смятую ткань.

Мы знаем Дега, как художника, который представляет высший свет, красоту и изящество. Но на этой картине мы видим совершенно другую ситуацию. Здесь изображены простые парижские работницы, которые каждый день должны выполнять тяжкую работу, чтобы заработать себе на хлеб. Здесь нет привычных нам балерин, изысканных и утончённых. Это другой, рабочий Париж, далёкий от мира творчества.

Мы раскрываем Дега, как человека, сопереживающего жителям обычных улиц Парижа, не привыкших к походам в театры и рестораны.

Эдгар Дега умел удивить своего зрителя, умел заставить его сопереживать изображенному на полотне, в сюжете, который заранее никто не мог предугадать. Не исключение и его «Гладильщицы» — фигура работницы, зевающей от своей скучной, однообразной работы с бутылкой вина в руке стала почти символом женщины-труженицы начала ХХ века.

Работа выполнена на грубом холсте, местами даже не закрашенном, что стало уникальным случаем для мастера, он добился такого эффекта техники масла, что она становится похожа на технику пастели. Но всё же, в этом творении художника, главное, это не техническое мастерство. Жест руки гладильщицы, запрокинутая голова, зевок, опора на бутылку вина — всё приковывает к себе и не отпускает, буквально ощущаешь, как у неё ломит спину и «гудят» ноги.

Усталость второй женщины заставляет её давить на утюг руками и всем телом. Она гладит, не поднимая головы от работы. Завтра всё та же безысходность, тяжкий труд и груды белья. Дега даже не поражает этим полотном, он нас даже не учит, но заставляет увидеть другой Париж, повседневный, серый, Париж мастерских и прачечных, кухонь и мелких лавочек, Париж, невидимый за мишурой богатых улиц и площадей.

Дега в своих «Прачках» уже не «салонный» художник и не утончённый эстет, он может быть и суровым реалистом, обращённым к простым людям. Человек труда ещё много раз возникает в творчестве великого мастера, но всегда с чувством глубокого гуманизма и любви к людям.

Своими полотнами ему удается приблизить зрителя к изображаемому на картине настолько, что, даже не зная толком сюжета мы понимаем, и, главное, начинаем чувствовать и сопереживать персонажам его картин.

Работа выполнена на холсте грубой и довольно небрежной грунтовки, что, однако придает картине особый эффект: масляная краска напоминает пастельную технику, так любимую художником. Мазки он наносит сухие, небрежные,, несколько обрисовывая контуры фигур темным, не обозначая деталей, ставя акценты на фигурах.

Но картина привлекает даже отнюдь не техникой исполнения. Обратить внимание на позы – одна женщина стоит, запрокинув голову и зевает, кажется, с трудом выгибая ломящие от боли спину и руки.. В руке ее зажата бутыль вина. Другая женщина, упорно занятая работой, своей позой выражает безысходность. Она, не отрываясь от работы и не обращая внимания на зевающую женщину, изо всех сил давит на утюг.

Дега, привычный нам больше как «салонный» художник со своими изысканными полотнами, изображающий творческую интеллигенцию и высший свет, предстает здесь как реалист. Он показывает нам другой, повседневный, непривычный Париж, с простыми рабочими людьми, изнуренными тяжким трудом. Париж, скрытый за роскошью площадей, шикарных дворцов, театров и уличных ресторанов. И это не единственное полотно, изображающее жизнь людей.

Художник не был равнодушен к жизни простого народа – его она трогала, волновала, и это видно в образах героев его полотен.