Анализ картины Джона Кольера Леди Годива - Анализ картин
Анализ картины Джона Кольера Леди Годива

Анализ картины Джона Кольера Леди Годива

Год создания – 1898, маслом по холсту. Находится в The Herbert Art Gallery & Museum, Ковентри, Великобритания.

Художник относился к направлению прерафаэлитов, появившемуся в английской живописи с 1850-х гг. Они стремились уйти от бездумного академизма, идеализирующего образ и ограниченного в выборе темы. В то время это означало пойти против Королевской академии художеств, следовательно, подвергалось большой критике. Одной из основных особенностей нового течения стало стремление писать людей с натуры.

На картине изображен момент легендарной истории, которая произошла в Ковентри в середине XI в. Местные жители, как предполагается, настолько страдали от непомерных налогов, что леди Годива пришла к своему мужу – богатейшему графу Леофрику – просить за них. Будучи пьян, мужчина согласился при невыполнимом для нее условии – проехать по городу обнаженной. Однако знатная дама поставила нужды общества выше своей гордости и чести. Люди ее так любили, что в определенный день не вышли на улицы, закрыв все окна и двери. Так, никем не замеченная и укрытая только своими волосами, дева проскакала через город. Однако вся эта история, скорее всего, красивый вымысел.

Кольер в своей картине, в отличие от большинства авторов, изобразил прекрасную рыжеволосую Годиву смущенной и напуганной безумной поездкой. Несмотря на свой поступок, она изящна и невинна. Нагота и хрупкость ее фигуры контрастируют с богато украшенными попоной и сбруей, мускулами лошади, которые особенно четко прорисованы на мощной шее. Живописец удивительно точно отразил на полотне и множество других деталей. На заднем плане неровная каменная кладка и выщербленная колонна выглядят действительно древними. Зритель видит каждое звено золотой цепочки и гербы на поводьях, великолепный узор лилового и зеленовато-желтого на седле, растительный орнамент тесьмы и золотистых английских королевских львов на покрывале скакуна. Также следует отметить великолепное цветовое решение, которое переносит в далекие времена, и композицию, заставляющую чувствовать медленное движение всадницы.

Ковентри

По легенде, события происходили в Ковентри, городе на востоке английского графства Уэст-Мидлендс. Населенный пункт своим расцветом обязан и графу Леофрику, который построил здесь бенедиктинский монастырь. После завершения работ Ковентри стал четвертым по величине средневековым английским городом. Годива же подарила монастырю драгоценные камни и металлы, которых хватило, чтобы украсить монастырь и сделать его не сравненным ни с одним другим в Англии.

Годива

Жена Леофрика, одного из самых могущественных магнатов Британии на рубеже X-XI веков. По легенде, Годива была неописуемо красива и имела влияние на своего супруга. Последний обложил подданных непомерными налогами, чем, естественно, вызвал недовольство людей. Годива решила уговорить мужа смягчить нрав и снизить налоговое бремя. Очередная дискуссия об этом завязалась на пиру. Изрядно выпивший Леофрик пообещал выполнить просьбу жены. Взамен же она должна была проехать обнажённой по улицам города. К удивлению всех присутствовавших, особенно супруга, леди Годива согласилась принести целомудрие в жертву дела помощи нуждающимся. В благодарность горожане затворили окна и двери в день шествия и не выходили на улицу. В итоге леди Годива смогла проехать незамеченной посторонними. Шокированный граф снизил налоги.

Слепота за соглядатайство

В легенде, по некоторым версиям, был и лишенный благородства персонаж — некий Том. Якобы он, единственный из всех горожан, решил обмануть всех и подглядеть за леди Годивой. Но как только он увидел обнаженную всадницу, то сразу же ослеп.

Альтернативные версии легенды

История леди Годивы, проехавшей через весь город нагишом, считается легендой. Однако, поскольку женщина эта действительно жила на рубеже X-XI веков, исследователи не оставляют попыток найти рациональное, близкое к реальности объяснение сюжета.

Так, есть версия, что леди Годива вовсе не просила мужа снизить налоговое бремя, а каялась в серьезном проступке. В те времена практиковался вид покаяния, когда провинившийся совершал публичную процессию в неком подобии нижнего белья. По другой версии, леди ездила без драгоценностей и признаков социального статуса, что могло быть названо обнажением.

Лев

Лев, стоящий на задних лапах, — одна из наиболее распространённых фигур в геральдике. На эмблемах он использовался как символ силы, отваги, мощи обладателя герба.