Анализ картины Бориса Кустодиева Венеция - Кустодиев Борис
Анализ картины Бориса Кустодиева Венеция

Анализ картины Бориса Кустодиева Венеция

Известный русский художник, Борис Кустодиев, известен и прославился, в основном, как живописец и портретист, чье творчество, в основном, олицетворяло жизнь простого русского народа, его быт, переживания, описания различных жизненных ситуаций в городах и деревнях и т. д. Тем не менее, мало кто знает, что Борис Кустодиев был ярым поклонником путешествий. Он очень любил видеть все новое, интересное и неизведанное, чего нельзя было увидеть в его родной России.

Очень часто художник бывал в Европе, которая очень богата своим архитектурными и культурными ценностями. Очень часто Кустодиев бывал в солнечной Италии, в частности, в ее удивительном и волшебном городе – Венеции. Впервые, он посетил «город на воде» в 1907-м году, и это на столько его удивило и поразило, что в результате собственных впечатлений и переживаний, мир увидело полотно, под названием «Венеция 1907-года».

Хотя картина выполнена в стиле четкого реализма, «дыхание» Европы, все-таки, «дает о себе знать», и если пристальнее присмотреться, то можно четко выразить зарождающиеся черты европейского импрессионизма, хотя, надо признать, пока весьма отдаленно.

Это полотно, в основном, посвящено архитектуре и жизни северного итальянского городка. Кустодиева очень удивило то, на сколько жилые дома и административные здания приближены к воде.

Взглянув на картину впервые, зритель может увидеть на ней городской пейзаж. Там изображен палаццо Монтарини, к которому вплотную приближен Большой городской канал. Если не много прибегнуть к географии, то можно, без особого труда, догадаться, что этот канал состоит из воды Адриатического моря. Автор, умиленный красотой этих вод, очень нежно и импозантно их изобразил. Они написаны нежно-изумрудными тонами, с легким оттенком голубизны и, небольшой затемненности. Нежно-темные тона, изредка присутствуют для того, чтобы отобразить слабую тень от здания, которая падает на воды.

Первый визит в сказочную Венецию живописец осуществил в 1907 году. В этот же год и была написана та первая картина, посвященная итальянскому городу, который поразил автора уникальной близостью жилых домов и речного водоема.

«Венеция» 1907 года Бориса Кустодиева – это городской пейзаж. Взгляду предстает вид Большого канала и панорама домов с палаццо Контарини. Воды Адриатического моря в пределах города светятся удивительным нежно-изумрудным цветом. На противоположном берегу одинокий лодочник в каноэ готовится к отплытию. Здания на побережье покоряют разнообразием: все они разноцветные и разноэтажные.

Небо над городом затянуто белесой ватой облаков, изредка оголяющей синее пространство. Вся атмосфера полотна светлая, яркая, жизнерадостная.

Во времена пребывания в Италии художник часто писал на родину, к жене. В восторженных письмах он сожалел, что не может разделить с ней радость от созерцания здешних красот. По собственному признанию, он очень полюбил европейский город с живописной архитектурой и курортным климатом.

Интересна и более поздняя «Венеция» русского живописца – 1913 года создания. Следующая картина уже совсем другая – с салютами в ночном небе, но такая же завораживающая.

Возле одного из зданий, вдали, одинокий лодочник, на своей гондоле, или каноэ, неспешно готовится куда-то отплывать.

Сами же здания, если присмотреться, то не выстроены в одну линию, а находятся, не много, на разных уровнях, что создает объемность архитектурной композиции. Да и сами здания, разнятся своей этажностью и архитектурой.

Небо над городом, в этот день, затянуто белыми облаками, из-за которых, изредка, проглядывает голубое небо. Это подчеркивает щемящее очарование городской атмосферы.

Будучи за границей, Кустодиев часто писал на родину, своей жене, чтобы поделиться теми, неотразимыми и сказочными впечатлениями, которые он видел. Он очень жалел о том, что не может разделить их с близкими. Любовь к венецианским красотам, у него сохранилась на всю жизнь, и оставила глубокий отпечаток в его творчестве.