Анализ картины Бориса Иогансона Рабфак идет - Анализ картин
Анализ картины Бориса Иогансона Рабфак идет

Анализ картины Бориса Иогансона Рабфак идет

В 1922 в АХРР вступил Борис Владимирович Иогансон (1893–1973, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества). Его искусство является ярким образцом тогда еще только зарождавшегося стиля соцреализма. В живопись Борис Владимирович ввел новый тип героя, достойного восхваления и подражания, – молодого гражданина молодого социалистического государства. Таковы персонажи полотна «Рабфак идет», с которого началась профессиональная деятельность художника.

На этом оптимистическом холсте запечатлена советская молодежь, стремящаяся к знаниям и покорению новых вершин. Крепкие и сильные, уверенно идущие к своей цели рабфаковцы – будущие студенты, строители огромной страны. На картине изображены три человека, однако их монументальные фигуры воплощают всю мощь молодежного советского движения, олицетворяя массы таких же вузовцев, как и сами герои. Благодаря композиционному решению и масштабу фигур шагающие рабфаковцы полностью подчиняют себе пространство полотна. Создается впечатление, что они идут, ощущая себя полноценными хозяевами своего города, своей страны и своей жизни, в которой нужно так много успеть.

Полотно принадлежит кисти советского художника Бориса Иогансона. Картина создана в 1928 году и в полной мере отражает советскую действительность представленной эпохи. “Рабфак идет” – картина светлая и яркая, она наполнена поэтическим духом времени, стремлением к совершенству, свойственному молодости.

Центральное место на полотне отведено троим студентам. Понять это совсем не сложно. Молодой человек, находящийся в центре группки, держит в руках раскрытую книгу, парень, находящийся от него по левую сторону, пытается не отстать от товарища и увлеченно всматривается в трепещущие на ветру страницы.

В его руке также зажата книга, или тетрадь. Девушка, вне всякого сомнения, являющаяся частью этой ученой компании, решительно вышагивает по правую сторону от парня с раскрытой книгой. В ее правой руке также зажат толстенький томик. Скорее всего, ребята возвращаются из библиотеки, где им удалось получить новые издания любимых авторов.

Одежда юношей и девушек достаточно проста. На девушке синяя юбка и красная кофта, волосы ее коротко пострижены. Парень с раскрытой книгой одет в черный рабочий костюм. На его товарище рубашка и короткие шорты. Вероятно, он еще не студент, а всего лишь школьник.

Ребята уверенно шагают по дороге. За их спинами виднеются несколько деревьев, вдали высятся многоэтажные дома. Они удаляются от города по проселочной дороге.

Они сильны, отважны, готовы к борьбе за светлое коммунистическое будущее. Молодые люди жаждут знаний, объединены общим пониманием того мира, который им предстоит построить.

Выполненная в ярких, светлых, буквально искрящихся тонах, картина полностью отражает импрессионистические настроения той эпохи. Композиция полотна выстроена на контрасте резких динамичных линий. Стилистической основой для нее послужили агитационные плакаты, листовки и лозунги первых советских лет.