На своей картине «Разлука» А. И. Корзухин изображает помещичью семью. На переднем плане произведения мать с сыном на руках. Он уже довольно взрослый, чтоб сидеть у матери на коленях, но она его так посадила, потому что им предстоит долгая разлука, и она очень за ним будет скучать.
Мать смотрит на своего сына, и в ее взгляде читается волнение и тревога, она не хочет его отпускать, но при этом понимает необходимость этого действия. Правой рукой она сжимает платок, очевидно, чтобы вытирать накатывающиеся слезы. Указательный палец руки поднят вверх, можно предположить, что в этот момент она дает последние наставления сыну.
Женщина облачена в розовый полосатый костюм, подол юбки которого легко скрывает ее ноги. Мальчик прислушивается к маминым советам, но взгляд его устремлен мимо нее. Похоже, он не сильно переживает из-за того, что им придется расстаться. Он одет в длинное черное пальто, темные брюки, и лакированные туфли. В руках мальчик держит свою фуражку.
За спиной у него виден походный ранец. Стол, за которым они сидят, покрыт белоснежной скатертью. На столе стоит чайный набор и самовар с заварником.
По другую сторону стола на красном резном диване сидит офицер — папа мальчика. Он внимательно следит за сценой прощания, словно желая тоже что-нибудь добавить сыну от себя. Он не единственный наблюдатель, сзади матери стоит бабушка, которая, судя по тому, что она тоже одета и держит в руках свою сумку, едет вместе с внуком.
На стене висят два портрета в фигурных рамках. Рядом с офицером находится стул, на котором лежит недочитанная им газета и трость.
Автор выполнил свою картину в довольно спокойных тонах, что соответствует изображенному сюжету.
Творчество А. И. Корзухина посвящено жанровой бытовой живописи, он обычно выбирал мотивы для картин в повседневной жизни, которую он созерцал и описывал, выражая сочувствие к своим героям. Полотно Алексея Корзухина Разлука выполнено в безмятежных умиротворенных тонах, соответствующих выбранному сюжету. На холсте художник показывает помещичье семейство в домашней обстановке. Они провожают сына, подростка, приезжавшего из кадетского корпуса на каникулы.
Слева, на переднем плане, на стуле сидит мать с восседающим у нее на коленях довольно взрослым сыном, одетым в военную форму и уже готовым к отъезду. Женщина волнуется перед предстоящей разлукой. Однако она знает, что это необходимо, но ей хочется продлить мгновения расставания, и она использует их для последнего инструктажа. Художник замечательно изобразил это действие с помощью тревожного выражения лица и жеста руки с вытянутым указательным пальцем. Мальчик, напротив, не смотрит на мать, отведя взгляд в сторону, он мысленно уже находится вне дома. Автор показывает характеры своих персонажей посредством нюансов колорита, точности деталей.
Художник точен в изображении элементов одежды и обстановки. Женщина одета в домашнее платье с оборками в красно-серую полоску, голова покрыта черной ажурной косынкой, в руке она держит белоснежный платочек, которым она вытирала невзначай наворачивающиеся слезы. Мальчик одет в длинное темное пальто с красными форменными лычками в петлицах, желтый шарф, пропущенный под погонами, перекрещенный на груди. В руках он держит свой головной убор. Позади стула стоит тоже уже одетая по-дорожному и с сумкой для путешествий пожилая женщина, готовая сопровождать юношу к месту учебы.
Напротив этой группы персонажей сидит на диване, развалившись, закинув ногу на ногу, отец, держащий в руке часы на цепочке, напоминая о времени. Он также одет в расстегнутый форменный сюртук с красными петлицами, погонами и лампасами на брюках. Второй рукой он опирается на диван, а лицо выражает тревогу и беспокойство.
Художник тщательно выписал все детали обстановки: стол с белоснежной скатертью, накрытый к чаю, портреты на стене, стул с недочитанной газетой и отцовской тростью. Картина передает семейную сцену в доме, где люди осознают чувство долга, посылая служить своего единственного сына.