Один из этюдов к картине «Явление Христа народу». В многочисленных подготовительных работах, сделанных Ивановым, можно проследить, как все более возрастало в картине значение пейзажа. В связи с решением пейзажных задач перед художником встала проблема колорита и освещения. Иванов, лишенный возможности поехать в Палестину, писал пейзажные этюды к картине «Явление Христа народу» в болотистых окрестностях Рима, напоминающих, по его представлениям, долину Иордана.
Эта картина имеет необъяснимую притягательность для большинства зрителей. Она чрезвычайно яркая, солнечная и живая, чем и объясняется такая красота. При просмотре создается впечатление собственного присутствия прямо посреди солнечных деревьев.
Это жанровая сцена, и художник, нужно отметить, отлично справлялся с такими сюжетами. Помимо данного полотна у него есть множество других пейзажей, но этот был особенным.
Мы видим теплый летний день, сквозь кроны деревьев пробиваются солнечные лучи. Мы можем догадываться о том, каким голубовато-синим может быть небо. Оно лишь слегка проглядывается между высоких стволов.
Везде необычайно пусто, но эта пустота не смущает, наоборот, создается настоящее и непреодолимое впечатление того, что ты находишься прямо там, на картине. И что кроме тебя там больше никого нет. Создается своеобразное единство человека с девственной нетронутой природой. Как мало таких участков осталось на нашей планете. Картина кажется фантастическим оазисом, особенно с точки зрения современного человека.
Художник использовал яркие и насыщенные краски, чтобы подчеркнуть живость и всю буйность природы на тот момент.
Мы можем лишь догадываться о том, что такое изображение окружающей среды отнюдь не случайно. Если картина предусматривалась как композиционная часть большого полотна о явлении Христа, то по-другому природа и не могла быть изображена. Христос – это спаситель. Он несет людям жизнь, веру, добро. Там, где появляется Иисус, все играет свежими и новыми красками. Это в первую же очередь касается внешнего мира, ведь природа напрямую связана с Богом, она и есть часть божественного, идеального, совершенного.