Картина «На стройке новых цехов» создавалась в эпоху экономического подъема и индустриализации страны Советов. Александр Дейнека был увлечен идеей быстрого развития государства, поэтому со всем жаром и энергией он стремился передать свои надежды на светлое будущее в этой картине.
Полотно изображает двух разговаривающих женщин на фоне строящегося промышленного здания. Композиционно картину можно разделить на две части. Левая половина изображает молодую девушку, за спиной которой мы видим уже построенные балки и перекрытия цеха. Фигура девушки почти невесома. Светлое платье, мечтательная улыбка и темный фон поверхности, на которой стоит молодая героиня, создает ощущение парения.
В правой части картины фон не имеет цветового оформления. Его заполняет собой только фигура работающей женщины, передвигающей тяжелую тележку. Спина этой участницы сюжета прорисована с такой тщательностью, что по натуралистичности напоминает работы Микеланджело. Советскому художнику удалось передать мощь человеческого тела. Мы видим каждый напряженный мускул женщины и почти физически ощущаем тяжесть ее тележки. Изображенная женщина выглядит очень правдоподобно. Создается впечатление, что еще немного – и она выйдет за границы картины и столкнется со зрителем.
Образы обеих героинь в сочетании с необычным фоном передают метафоричность картины. Экспозиция предсказывает скорое развитие промышленности. Там, где сейчас нет еще ничего, через какое-то время обязательно появится цех. Советская женщина и другие люди ее поколения изо дня в день работают не покладая рук, чтобы раскрасить пока еще не заполненное будущее и передать молодежи в лице девушки достижения своего кропотливого труда.
Графичность стиля Дейнеки, сложившаяся под влиянием его учителя видного советского ксилографа и графика Фаворского В. А., является характерной чертой его творчества после ВХУТЕМАСовского периода. Эта мане