Александр Дейнека и сам был неравнодушен к авиации. Самолетам посвящены несколько работ художника. А еще он часто ездил в Крым, любил Севастополь и Черное море. После одной такой поездки и родилась картина «Будущие летчики».
Аэроплан, медленно снижающийся на горизонте, объединяет небо, море и троих ребят на берегу. Старший мальчик что то рассказывает голопопым малышам, похоже, что он описывает, что и как в данный момент делает пилот гидроплана для его удачной посадки. С огромным вниманием смотрят ребята помладше на воздушное судно и слушают рассказчика.
Теплое летнее Черное море, еле видны белые гребешки на небольших волнах, легкий южный ветерок. Почти у самого горизонта на воде виднеется еще один гидроплан, чуть дальше какое-то белое морское судно. Справа виден скалистый берег.
Небо от лазурного, до белого и бело-голубого, целая палитра цветов, высокое летнее солнечное в перистых облаках.
Ребята сидят на набережной, на самой верхней ступеньке лестницы, ведущей к воде. Они увлечены и сосредоточены, но по сжавшимся фигуркам видно, что они только что купались в море, а сейчас греются и сушатся, слушая рассказ старшего товарища и наблюдая за маневрами гидроплана.
Для художника важна каждая деталь в картине. Малые детали, одна дополняющая другую создает гармонию и целостность.
Главный позыв картины – это скорое счастливое будущее большой Социалистической державы. Каждый житель СССР в это свято верил.
Мы не видим лиц героев работы, они повернуты к нам спиной. По мнению искусствоведов, художник таким маневром написал собирательный образ советской молодежи. А самолет — как мечтания и стремления людей к высокому светлому будущему.
Дейнека всерьез увлекался авиацией. Неслучайно несколько его работ посвящено именно этой теме.
В 30-е годы живописец часто ездил в Крым. После поездки в Севастополь и появилась его картина «Будущие летчики».
Композиция выстроена действительно мастерски. Гидроплан, который постепенно снижается, объединяет горизонт, море и трех мальчиков. Один из подростков рассказывает, а остальные его внимательно слушают. Скорее всего, мальчик комментирует маневры, совершаемые гидропланом. Мы можем угадать необычайное внимание в каждой фигуре. Все их внимание всецело поглощено тем явлениям, которые они наблюдают. Полет захватил их полностью.
Море невероятно спокойное. Вода достаточно темная, кое-где с черным отливом. По глади волн бегут белые гребешки. Справа мы видим скалу. На самом горизонте – белый корабль. Его очертания лишь угадываются, настолько он далеко.
Художник использует массу оттенков для неба. Облака расположены так, чтобы максимально ярко подчеркнуть великолепие неба. Фигуры также не однообразные. В каждой из них есть нечто особенное. Мы понимаем, что их интересует и чего они хотят.
Для Дейнеки нет малозначимых деталей. Все в его картине одинаково важно. Одна, казалось бы, мелочь, дополняет другую и создается целостная картина. Мы даже можем почувствовать дуновение свежего ветра, который треплет волосы сидящих на берегу ребят.
Главное содержание этой картины – счастливое будущее, которое ждало всех людей того времени. Каждый человек в это свято верил.
Мы не видим лиц персонажей картины. Они изображены к нам спиной. Это сделано специально для того, чтобы создать собирательный образ молодежи современной Дейнеки поры. Гидроплан уносит мечты в далекое будущее, которое обязательно должно быть светлым.