Анализ картины Альбрехта Дюрера Автопортрет в образе Христа - Альбрехт Дюрер
Анализ картины Альбрехта Дюрера Автопортрет в образе Христа

Анализ картины Альбрехта Дюрера Автопортрет в образе Христа

Автопортрет немецкого художника Альбрехта Дюрера, созданный в 1500 году, получил широкую известность как «Автопортрет в костюме из кожи» и «Автопортрет Иисуса Христа».

Искусствоведы считают его одним из самых личных, культовых и сложным произведений искусства эпохи Позднего Средневековья.

Но почему же художник решил изобразить себя в образе самого Бога?

Для конца периода Северной Средневековой живописи изображение Христа в строго симметричной позе и лицом обращенным прямо на зрителя являлось вполне характерным (в отличие от светских портретов).

Как правило, Христос был показан с короткой бородой, усами и распущенными коричневыми волосами. И Дюрер изобразил себя именно таким же образом.

Включая каштановые волосы. Это особо удивительно с учетом того, что другие его автопортреты, показывают волосы, как красновато-белокурые. Удлиненное лицо, черный фон, спокойный золотистый свет и рука, застывшая в своеобразно благословляющем жесте, лишь добавляют схожести с Христом.

С уверенностью можно сказать, что картина выполнена в лучших иконографических традициях того времени с одним лишь отличием: автопортрет Дюрера выполнен с феноменальной детализацией.

Примечательно, что наибольшую известность Дюрер получил как гравер, но среди созданных им 12 автопортретов нет ни одной гравюры.
Несмотря на то, что истинные причины побудившие автора изобразить себя в образе Бога так и остаются загадкой, существует ряд весьма интересных версий.

Консервативная интерпретация предполагает, что художник всего лишь подражает Христу.

Более противоречивый взгляд на картину – провозглашение высшей роли художника как Творца. Эта точка зрения находит подтверждение в надписи на картине, которая переводится как:

«Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга изобразил себя в соответствующих цветах в возрасте двадцати восьми лет».
Еще одна интерпретация гласит, что работа является символом того, что художественные таланты автора были даны самим Богом.

Несмотря на жесткую реакцию современников, картина столь внимательно следовала концепциям религиозного искусства, что была использована в качестве образца для создания многих последующих изображений Иисуса Христа.

«Автопортрет» (другое название картины «Автопортрет в одежде, отделанной мехом») является одной из известных картин художника, долгое время хранившейся в его семье и не предназначенной для широкой публики.

На автопортрете мы видим еще достаточно молодого человека с красивым лицом (художнику во время написания работы не было и 30 лет). Его умные и чуть усталые глаза внимательно смотрят на зрителя, полноватые губы, обрамленные небольшой бородкой и усами, свидетельствуют о чувственности и жажде любви. Завитые волосы аккуратными локонами спускаются ниже плеч на отделанные мехом дорогие одежды, правая рука приподнята к груди.

Новаторством Дюрера было изображение себя в анфас на светском портрете (напомним, что в этот период (1500 г.) фигуры на светских портретах изображались в профиль или в полупрофиль и только религиозные изображения могли быть выполнены в манере анфаса).

Подобное изображение прямо пересекается с иконописным изображением Иисуса Христа, тем более, что можно заметить сходство лица художника и облика Спасителя (те же длинные волнистые волосы, небольшая борода и усы, худое лицо с классическим чертами и т. д., надписи на потрете как на иконе в правой и левой части картины). Подобные художественные полотна были характерны для художников эпохи Возрождения, провозглашавших идеал человека, сравнивавших его с земным богом.

Таким образом, художник приподнимает себя самого как представителя этого нового времени, которое возводит на пьедестал человека-творца (недаром он так тщательно выписывает свою правую руку, создавшую это изображение). Сам он, по воспоминаниям современников, признавался, что хотел увековечить свое имя и молодое лицо, написав его «вечными красками», которые не способна стереть смерть.