Анализ картины Ивана Шишкина Мельница в поле - Шишкин Иван
Анализ картины Ивана Шишкина Мельница в поле

Анализ картины Ивана Шишкина Мельница в поле

Удивительно тонкая картина, полотно того самого Шишкина, который много позже напишет «Медведи в сосновом бору», «Рожь», «Дубрава» и много других достаточно известных полотен. Это полотно в числе первых. И это легко понять, хотя бы по тому, как мягко нарисован нижний пейзаж: скошенное сено и снопы из него вокруг мельницы. Надо отдельно сказать и о мельницах. Обратите внимание, что нам видны сразу две мельницы – та что на ближнем плане, и далее в глубине пейзажа, – но впечатление создаётся такое, что они стоят параллельно друг к другу, на равном расстоянии.

«Мельница в лесу» Ивана Шишкина — одно из поздних произведений, которое написано в последний год жизни художника. То лето Шишкин провел под Лугой, в селе станции Преображенское. Это место сильно полюбилось живописцу. Он снимал там дачу вместе с Иваном Крамским, постоянно бродил по окрестности и писал этюды. Даже с больной ногой он совершал небольшие, по его мнению, прогулки на 10-15 километров. Обязательно брал с собой этюдник и жадно, упоенно писал картины. Исследователи отмечают, что именно в тот период его полотна наполнились необыкновенно сильными, правдивыми красками.

На холсте изображена небольшая роща, насквозь пронизанная солнечным светом. Между деревьями вьется полузаросшая тропинка, выходящая к ручью. Слева, небольшая запруда, на которой стоит водяное колесо и мельница, сложенная из сруба. Часть бревен оставили необработанной, другую часть покрасили алой краской. Два оконных проема темнеют словно пустые глазницы.

Зрителю представлена только задняя часть мельницы, обычно недоступная постороннему глазу. Чтобы ее увидеть, нужно отыскать неприметную тропинку, обойти строение, замочить ноги в ручье, и лишь потом можно заглянуть в окна-глазницы.

Шишкин с вниманием и любовью прописывает каждую травинку и каждый листик, этого скромного пейзажа. Цветовое решение картины удивительно гармонично: сочная зелень рощи сочетается с красновато-кирпичной почвой у ручья и выкрашенными стенами мельницы. Все это окутано золотистым сиянием солнца, опускающегося к горизонту. Это придает полотну спокойное умиротворенное настроение.

Художник в своем произведении желает показать другую, оборотную сторону русской природы. Она не всегда бескрайняя, могучая и раскидистая, а порой камерная и незаметная. В этой скромности и недоступности заключена не меньшая красота, но чтобы ее разглядеть, нужно быть очень чутким, уметь смотреть самим сердцем.

Мало того они поставлены так, чтобы крылья улавливали «розу ветров» и если надо было без особого труда начинали бы вертеться. Но крестьяне то же на выдумки хитры: в Прибалтике ставили такие мельницы, которые могли крутиться вокруг своей оси, то есть ловить ветер, где посильнее дует. Такие конструкции мельниц есть и в знаменитой мельницами Испании. А в этом пейзаже мельницы стоят как бы подпёртые большими балками. Скорее всего, мельница уже старой постройки и вполне вероятно могла и не выдержать напора ветра. Вот её и подстраховали. Ведь мельница для селян – кормилица. Она муку молет, урожай пшеничный весь к ней несут, как на поклон.

Но вернёмся к полотну. Смотрите вокруг… Поля скошены, а это значит что, скорее всего это уже конец лета, начало осени. И потому совсем скоро мельницы заработают во всю свою мощь, чтобы вскоре была готова мука, которая потом пойдёт на продажу или в закрома. Но не маловажную роль в этом пейзаже играет небо. Оно кстати тоже осеннее, с тучами, которые ничего хорошего не предвещают. Но всё же небо немного летнее.

Ещё осталась эта синева, которая так приятна нам летом. Да и лес кругом ещё зелёный и вдали виднеются лесные холмы.

И вот что интересно, уж, сколько таких вот пейзажей на тему урожая, но ещё ни разу не было такого полотна, где бы урожай был плох. Оно и понятно, художники должны вселять в своих работах оптимизм, но при этом заставлять людей думать, размышлять. Глядя на это полотно, думаешь, как же хорошо жить в родной стороне, где вот такие великолепные просторы.