Необычный для этого художника пейзаж. Да и зима как-то не привычно изображена здесь – холодно, невзрачно, непривычно. Как-то всё серо и неуютно. Какое-то не снежное всё, даже волк изображён именно так, как мы себе представляем волка зимой: голодного охотника. Деревья в этом пейзаже тоже какие-то иссиня серые, собственно, как и небо. Белый снег только усиливает ощущение серости и синеватость стволов деревьев.
Усиливает ощущение пустоты и то, что волк мечется по лесу в поисках пищи, словно человек в поисках тепла и общества. Одиночество, одно сплошное зимнее одиночество.
Не похоже это на Левитана, не такой он суровый пейзажист. Его работы всегда яркие, сочные. Но это полотно действительно невыносимо холодное. Наверно и у художника в это время было не очень хорошее настроение или же была чёрная полоса, потому что, только обладая таким мрачным чувством можно было выполнить такую работу. А ведь этот лес весной и летом выглядит совсем иначе: всё зелено, красиво и все сыты. И главное, нет этого ощущения одиночества, на сердце как-то легче.
Это полотно поначалу никому не понравилось, и именно из-за того, что создавалось неприятное ощущение холода и одиночества. Но вскоре полотно рассмотрели и даже стали его расхваливать. Тогда многое зависело от критиков и от специалистов, если одобряли – то полотно становилось продаваемым, а если нет – то оно просто оставалось в архиве художника. Полотно сейчас в Третьяковской галерее и всё так же привлекает к себе внимание, как когда-то на первом своём показе на выставке.
И всё равно, какой бы работа не была, она выполнена. Она рассказала нам о том, о чём думал художник, и какие ощущения его мучили. Вот так вот просто, через пейзаж он смог передать нам своё состояние. И благодаря этому мы знаем, что Левитан был не простым художником-пейзажистом, а истинным мастером.