Отец был уездным предводителем дворянства, в его владении были шесть деревень с населением в четыреста душ. Семья художника была помещичья, в ней высоко чтились дворянские традиции.
Отец был не блестящ, с довольно мещанским умом и нравственностью… Мать, полутатарка, была в молодости красива и всегда очень неглупа, нервна…
Верещагин В. В.
Рос мальчик в отцовском имении на приволье. Получил домашние образование. Он должен был стать военным или дипломатом. В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе. Через 13 месяцев, после подготовки в Царском Селе, мальчик был зачислен в петербургский Морской кадетский корпус, который он окончил восемь лет спустя гардемарином флота. Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина. Во время учёбы он стремился быть первым, был самолюбив, храбр, обо всём имел своё собственное мнение.
Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе. Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников. Что, в конце концов, привело к идее бросить военную службу и поступать в Петербургскую Академию художеств. Не смотря на то, что родители были против Верещагин поступает в 1860 году в Академию художеств. Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование. Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию. Жизнь Верещагина полна авантюр. Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой». Разорвав в клочья свой академический этюд, разрабатывавший мифологический сюжет возвращения Одиссея домой, он навсегда оставил Академию. В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры. Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы. Всю зиму он учился в Школе изящных искусств, в мастерской известного живописца академического толка Жана Леона Жерома. И вновь он на Кавказе, и в Париже… На родной реке Шексне.
В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию. Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов». В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени. Это единственная принятая Верещагиным государственная награда. Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств.
В 1870 году Верещагин вернулся из Туркестана и уехал в Мюнхен, где написал Туркестанскую серию картин. В Мюнхене Верещагин очарован красотой Элизабет Марии Фишер (ей едва исполнилось 16 лет), она стала его гражданской женой, позднее они обвенчались. «Елизавета Кандратьевна» сопровождала мужа в 1874-76 годах в опасной поездке в Италию. Здесь родилась новая «Индийская» серия картин. Всё же брак Верещагиных распался из-за легкомысленного поведения жены.
Доверие моё к тому, что ты можешь не поддаваться соблазну, утратилось и не воротиться – ввиду этого жить с тобою вместе я не буду никогда…
Верещагин В. В. 1890 г.
С началом русско-турецкой войны за освобождение балканских славян Верещагин помчался на Балканы. Весной 1877 года, участвуя на борту миноноски «Шутка» в минировании фарватера Дуная, художник получил тяжёлое ранение в ногу. Началось заражение, и некоторое время он балансировал на краю смерти. Им даже было написано в то время завещание, настолько серьёзна была опасность смерти. В 1878-80 годах была создана Балканская серия – самая «резкая» и самая «скандальная» в живописи Верещагина. Император был возмущён этой серией картин, на родине они показались «революционными», тогда как в демократической среде были приняты с восторгом. Пережив нервный срыв, художник хотел уж бросить батальный жанр, но судьба распорядилась иначе. Последующие два десятилетия художник колесил по свету. Европа, Италия, Ближний Восток, Центральная Россия, США, Крым, Филиппины, Куба
Верещагин был замечательным художником, он стал записным литератором, им были изданы несколько книг, документальных и автобиографических, публиковал статьи теории живописи, проповедуя «жёсткий» реализм. По всему миру устраивались бесчисленные персональные выставки Верещагина.
В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской. В 1899 году, организуя выставки в городах США, художник хотел сделать музыкальное сопровождение. За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме. И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой. Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва. За Серпуховской заставой. Деревня Нижние котлы. В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума.
Близилась новая война – русско-японская. Верещагин встретил её в Дальневосточной армии. 31 марта (13 апреля по новому стилю) 1904 года он был на флагманском броненосце «Петропавловск» вместе с адмиралом С. Макаровым. Броненосец напоролся на японские мины и в считанные минуты затонул, унося на морское дно великого русского художника.
ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЕРЕЩАГИНА ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА
Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эта картина связана с обороной Самарканды. 2 июня 1868 года двадцатипятитысячная армия Баба-бека и пятнадцатитысячный отряд киргизов, под руководством Адиля-Дахти, осадили русский гарнизон Самарканда. 658 человек, в числе которых был и прапорщик Верещагин, отступили в цитадель, распложенную у западной стены города. До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана. Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат. Настигнутый вражеской пулей, схватившись за грудь, он побежал в круговую по площадке, крича: «Ой, братцы, убили, ой, убили! Ой, смерть моя пришла…» Бедняк ничего уже не слышал, он описал ещё один круг, пошатнулся, упал навзничь, умер. Об этом вспоминал сам художник, а предсмертные слова солдата были воспроизведены им на самодельной раме.
Место действия обозначает жёлтая зубчатая стена на фоне пыльно-синего среднеазиатского неба. Простое среднерусское лицо солдата так загорело, что его уже не отличишь от басурманина. Руки он прижал к груди, пытаясь остановить хлынувшую из раны кровь. Многие из тех «братцев», к кому обращен предсмертный вопль солдата, уже полегли в неравной битве с врагом.
Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях». Не надеясь, что государство купит эти работы, Верещагин уезжает в расстроенных чувствах в путешествие по Индии. Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Этот великолепный памятник эпохи Великих Моголов был построен Шах-Джаханом в качестве усыпальницы для его любимой жены в середине XVII столетия. В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана.
Всего в мавзолее 5 куполов. Центральный купол высотой семьдесят четыре метра. Стены его облицованы полированным белым мрамором, инкрустированным самоцветами. По углам мавзолея своей жены неутешный Шах-Джахан приказал выстроить четыре минарета. Мавзолей строился около 20 лет, а в строительстве участвовали двадцать тысяч рабочих. Мавзолей стоит на берегу реки Джамана, самого длинного и полноводного притока Ганга.
Картина «Побеждённые. Панихида» написана русским художником в 1878-79 годах и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это одна из самых известных картин балканской серии. Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига. Сам художник чуть не погиб на этой войне, брат его был тяжело ранен, а другой его брат, младший, Серёжа – убит. Художник ходил по полю битвы и заглядывал в лица убитых, страшась среди них найти своего маленького Серёжу. Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). Русские тогда потеряли 1300 человек.
Все без исключения раненные наши были предварительно прирезаны и изуродованы и вместе с убитыми обшарены и раздеты догола. Священник отслужил панихиду…
Верещагин В.В.
Публика горячо встретила балканские полотна Верещагина. А вот в официальных кругах отнеслись насторожено, причём не только в Петербурге, а и в странах Европы, США.
На предложение моё водить по дешёвой цене детей, я получил ответ, что картины мои способны отвратить молодёжь от войны, а это, по словам этих господ нежелательно.
Верещагин В.В. Письмо жене из Америки.
Стоящий рядом со священником пономарь даёт последнее напутствие погибшим солдатам. Целый полк егерей полёг в этой битве. Вдали низкое небо загустело дождевыми тучами. Но кое-где пробиваются лучи солнца. Траурная риза священника сразу привлекает внимание зрителя, она является самым тёмным пятном на картине.
Верещагин – гениальный штукарь, но – и гениальный человек, переживший ужас человеческой бойни.
Третьяков П.М.
Картина «Перед атакой под Плевной» (1881). Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Верещагин, выставляя эту работу из балканской серии, убрал дневное освещение, заменив его ярким электрическим. Стены были чёрными.
На чёрном фоне, при электрическом освещении, эти картины, живые как жизнь, поражали, трогали, ужасали, сражали…
Зилоти В.М., дочь Третьякова П.М.
Я задумал наблюдать войну в различных видах и передать это правдиво. Факты, перенесённые на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя
Верещагин В.В.
Поведение отдельного человека, психология, интересовали Верещагина даже больше чем события творимые «человеческой массой». На картине горизонт тревожно застилается дымками пока ещё редких выстрелов. Там, вдали, — редуты Плевны, видимые лишь в бинокль. Два редута – «Ключи Плевны» — будут взяты русскими войсками в этом сражении, но цена этой удачи окажется непомерно высокой. Погибшие деревья – символ противоестественности войны, её злой разрушительной силы, враждебной всему живому.
ШЕДЕВР ВЕРЕЩАГИНА В.В. – КАРТИНА «АПОФЕОЗ ВОЙНЫ»
Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России. Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Из-за этого толки о картине шли самые разные. Она стала провокационной, что возмутило правительство. В. Стасов по этому произведению увидел в Верещагине не только мастера живописи, а историка и судью человечества. Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн.
На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. «Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы. Он часто призывал природу участвовать в его картинах. Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья. Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх. В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас, испытанный людьми. На многих из них видны следы от сабельных ударов.