Замечательный живописец еще во время учебы в художественном училище проявлял себя талантливейшим пейзажистом: в 17 неполных лет он уже отметился на выставке возле знаменитых в те времена художников.
Каждый сюжет в его пейзажах способен волновать зрителей. Секреты таятся в скрытых талантах художника и его безмерности в любви к отечественной природе.
Но самому художнику в эти годы не было счастья, рано осиротев, он был подвержен преследованиям нищеты и бесправия, ему приходилось вести борьбу за выживание.
Это в свою очередь, сказалось на его настроениях в живописи, отражаясь на картинах, которые он написал. Его душевное состояние изображено на картине «Зимой в лесу. Волк». Эту картину художник написал, когда ему исполнилось 26 лет.
К тому времени он уже профессионально владел техниками написания пейзажей, понимая и передавая лиричность настроений. Для не составляло никакого труда в пейзажах раскрывать весь букет своих чувств. Хоть он был весьма уже известный, но все же продолжал оставаться нуждающимся страдающим.
На картине вы видите зимний лес с характерной чернотой, прозрачностью и холодом. Белый снежный покров на фоне черных деревьев, серое небо, тонкие ветви кустарников торчат из-под снега. Экспозиция выглядит безрадостно, печально и уныло. Вдали лес становится более густым, похожим на сплошную темную стену.
На переднем плане изображена опушка с редкими деревьями, мощными черными стволами, производящими удручающее настроение. От картины веют тоскливые, грустные и бесконечно холодные чувства.
И. Левитан подружился с другим мастером написания пейзажей — Алексеем Степановым. В одно время они много странствовали вдвоем, находясь в поисках материалов для своих полотен, и даже проживали недалеко друг от друга.
На их картинах множество деталей похожи, однако есть и кардинально различаемые элементы. Например, у И. Левитана лучше получалось написание «чистого пейзажа», на котором вы не найдете присутствие живых людей или животных. А вот А. Степанов весьма предпочитал выражать свои настроения в фигурах, присутствовавших в картинах животных или человека.
Этот мастер был также известным анималистом. Отлично умел очень точно изобразить животное, не придавая ему характера. Особенно получались у него серые волки. Видать, ему по нраву приходилась дикая природа со страшной красотой этих животных. А. Степанов умел отлично охотиться.
Однажды он прицелился в волка и не выстрелил, а сразу опустил ружье, поражаясь красотой зверя.
Когда И. Левитан окончил работу над своим пейзажем «Зимой в лесу», он показал его товарищу. А. Степанов сразу увидел, что на картине удалось отобразить акцент об одиночестве, отчаянию и тоске.
И тогда художник решил внести в пейзаж фигуру волка — как сильного и матерого зверя. Поэтому с тех пор картина приобрела другое название — «Зимой в лесу. Волк».