И. К. Айвазовский, изображая морскую стихию, выступал не просто талантливым художником, а певцом необыкновенной морской природы.
Одна из его картин под названием «Морской пейзаж» так и манит к себе непонятной силой.
В центре полотна – бескрайний морской простор, плавно переходящий в небеса. Нежно-голубые тона постепенно становятся сиреневатой дымкой, за которой можно разглядеть контуры величественных гор. Волны будто постепенно набегают, готовясь обрушиться на любое судно, которое случайно попадёт в разъярённую морскую бурю. Несмотря на волнение моря, природа кажется умиротворённой и навевающей спокойствие.
Невозможно не обратить внимания на парусник, ярким пятном выделяющийся на водной глади. Тут как нельзя кстати на ум приходят строки Лермонтова об одиноком парусе, странствующем по морю. Кораблик словно затерялся в морской пучине, и волны безжалостно хлестают по его бортам. Но где-то там в лазурной дали, где море сходится с небом и даже виден солнечный свет, таится надежда для судёнышка, что море не поглотит его в своих бездонных глубинах. И парусник в гордом одиночестве спокойно достигнет берега.
Какая мощь красок использована Айвазовским для передачи переменчивого настроения моря! Мощные волны в своей кристаллической голубизне приобретают у гор иссиня-чёрный оттенок, где для кораблей таится страшная угроза быть разбитыми о скалы. И всё же бури ждать не приходится, ведь на горизонте уже заметны прояснения.
Такое богатство красок, показавшее всю прелесть морского пейзажа, заставляет зрителя, ощущать, что каждая деталь картины – это отдельная жизнь, составляющая неотделимый элемент общей композиции. И. К. Айвазовский помогает нам почувствовать и оценить морские красоты во всем их переменчивом характере.