«Два срезанных подсолнуха» – это три картины из первой серии парижского цикла «Подсолнухи», написанные Ван Гогам августе и сентябре 1887 года.
Всего в первой серии было четыре картины (на первой было изображено четыре подсолнуха, на последующих трех – два). Все они изображали срезанные подсолнухи, но фон разной цветовой гаммы. Художник словно ищет гармонию в сочетании огромных желтых цветов и фона.
На первой картине Ван Гог пишет два срезанных подсолнуха словно набросок, резкие мазки, смешение разных красок лишь структурно выделяют подсолнухи на темно-зеленом фоне, они не имеют свойственной им желтизны.
“Подсолнухи” – так называются два цикла работ известного голландского художника. Первую серию картин Ван Гог написал в 1887 году: срезанные желтые цветы лежат на неизменно синем фоне. Поскольку обе краски расположены на цветовом круге друг напротив друга, их контрастное сочетание смотрится весьма органично.
Спустя год появляется еще одна серия, где уже букеты этих самых подсолнухов стоят исключительно в вазах.
И тот и другой цикл работ Ван Гог написал в технике импасто. Она предполагает нанесение на холст густого слоя краски не только с помощью кисти, но и мастихина, ножа и даже пальцев, что придает изображению рельефность и реалистичность. Порой Ван Гог смешивал краски прямо на холсте.
Цветовая гамма всей картины тусклая и темная, присущая Ван Гогу до парижского периода.
Вторая представительница серии « Два срезанных подсолнуха» уже насыщается буйством красок, преимущественно желтая и красная палитра, цветы подсолнуха уже полностью развернуты своей «душой» к зрителю. Очертания приобрели четкость и конструктивность, уже ясно отделяются темная сердцевина подсолнуха и его желтые увядающие лепестки. Фон тоже преобразился, в нем практически отсутствуют темные тона, всем полотном овладели яркие краски. И последняя картина этой серии приобрела совсем другую манеру написания. Композиция словно перенесена с первой картины «Два срезанных подсолнуха» и превратилась из нечеткого наброска в яркий, кричащий портрет подсолнухов. Гармония достигнута – ярко-желтые цветки на ярко-синем фоне. Подсолнухи словно ожили и стремятся навстречу взгляду зрителя, передовая печаль своего увядания.
Ван Гог ассоциировал себя с подсолнухами, которые живут в согласии с космическими ритмами.
Картины «Два срезанных подсолнуха» хранятся в разных странах:
1. В музее Ван Гога в Амстердаме.
2. В художественном музее Берна.
3. В музей Метрополитен в Нью-Йорке.