Описание картины Винсента Ван Гога На пороге вечности - Описание картин Ван Гога
Описание картины Винсента Ван Гога На пороге вечности

Описание картины Винсента Ван Гога На пороге вечности

Ван Гога всегда занимала тема жизни. Её эфемерности, её хрупкости и одновременно силы. Несчастный человек, трудолюбивый, упорный и отказывающийся перестать надеяться даже в самых безнадежных ситуациях, он многажды писал и отчаяние, и мечту, и неукротимую волю к жизни, воплощая это подчас даже в самых неочевидных вещах вроде подсолнухов.

«На пороге вечности» – одна из редких его картин, изображающих человека. Первые наброски к ней сделаны в Эттене, где Ван Гог делал зарисовки местных жителей, и где он и встретил

старого, тяжело больного крестьянина, который и оказался со временем на его холсте.

На картине изображен Старик, сидящий на стуле возле камина. Вся его поза выражает отчаяние – спина сгорблена, руки, сжатые в кулаки, закрывают лицо, локти упираются в колени. Он явно сломлен каким-то огромным горем, и вокруг его фигуры и строится вся композиция картины, на которой, кроме него, по большей части ничего и нет.

Есть камин, горящий за решеткой – языки пламени изображены схематично, легкими движениями кисти, без намека на реализм. Деревянный пол некрашен, стены же побелены. Стул под крестьянином кажется зыбким, покачивающимся, готовым сбросить его в любое мгновение.

Изображая отчаяние, Ван Гог также детален, как в изображении счастья. Башмаки крестьянина расползлись, они уже очень старые и видно, что в них много ходили по грязи и под дождем. Костюм, несмотря на схематичность изображения, выглядит поношенным. Волосы отступают, обнажая лысину, борода аккуратно острижена, и видно, что этот человек прожил долгую жизнь, за которую если и видел счастье, то редко и по праздникам. Тяжелый труд, нищета, а теперь ещё и болезнь.

И несмотря на это картина выглядит до странного светлой. Словно даже видя страх и боль, художник не хочет расставаться с мыслью, что жизнь все равно может быть прекрасна и что надежда – мучительная и одновременно сладкая – есть всегда.

Тема жизни

Винсент Ван Гог посвятил много своих произведений теме жизни, он пытался показать всю её хрупкость и недолговечность, но в то же время необычайную силу. У художника была не самая беззаботная и счастливая жизнь, он прошел через много трудностей и был погублен душевной болезнью, но он никогда не сдавался, и даже в самые плохие дни он не сдавался и выливал все свои переживания в свои картины. Он показывал в картинах самые разные чувства, скрывая их за самыми обычными вещами, например за подсолнухами.

Картина написана в 1890 году, в том же году Винсент Ван Гог скончался. На этой картине крупным планом изображен человек, такие картины были редкостью для этого художника, он очень плохо рисовал портреты и это сильно сказывалось на его самооценке. На картине изображен старый немощный крестьянин, которого художник повстречал в Эттене. Старик сидит на стуле рядом с камином. Поза, в которой он сидит, показывает разочарование и горечь. Он сгорбился, закрыл руками лицо, он сломлен. Вероятно, на его душе какая-то огромная печаль. Он является центром всей картины, остальные вещи изображены бегло и схематично. Огонь в камине изображен быстрыми мазками, художник совсем не стремился сделать его реалистичным. Стул, на котором сидит старик, очень слабый, кажется, что он вот-вот сломается, и старик рухнет на пол.

Ван Гог очень четко изобразил отчаяние, выделил важные детали. Ботинки старика выглядят очень старыми, они повидали много дорог и грязи, человек много трудился за свою жизнь. Его костюм так же уже старый и изношенный. Человек уже очень стар, у него седые редеющие волосы, длинная борода. Этот человек прожил немало лет, но за такую долгую жизнь видел очень мало радости. Он посвятил свою жизнь труду, чтобы выжить.

Несмотря на печальный подтекст картина очень светлая. Возможно, художник скрыл в этом полотне свою надежду на то, что беды отступят и наступит светлая полоса в его жизни.

Ван Гог завершил работу над картиной в начале мая, после того, как стал понемногу оправляться после тяжелейшего рецидива, приключившегося с его здоровьем незадолго до того.

Таймер обратного отсчета в те дни бежал все быстрее — Винсенту оставалось всего два месяца до смерти, точнее — до самоубийства, приведшего к этому трагическому финалу.

Литография, послужившая основой для картины «На пороге вечности», в свою очередь, была основана на карандашном рисунке «Изможденный» — одном из серии набросков пенсионера и ветерана войны Адриана Якоба Зайдерланда, выполненных Ван Гогом в 1882 году в одной богадельне в Гааге.

Вдохновением для рисунка, по видимому, послужила работа Хьюберта фон Херкомера «Воскресный день в госпитале Челси» — чрезвычайно популярная гравюра, изображающая упавшего замертво ветерана войны.

Ван Гог писал: «Сегодня и вчера я нарисовал две фигуры старика, опустившего локти на колени и обхватившего голову руками. Я сохраню рисунок, как делаю это всегда — потому что завтра, возможно, у меня получится лучше. Возможно даже. что на основе его я сделаю литографию. Какое прекрасное все-таки зрелищ — этот старый рабочий в своем заплатанном костюме, с лысой головой. ”

Первая попытка Ван Гога создать литографию последовала всего два дня спустя. Он написал:

«Мне кажется, что художник обязательно должен выражать в своей работе какую-нибудь идею. Я пытался сделать это в гравюре — но так отчетливо, так красиво и ярко, как в реальности, у меня, увы, не получилось…

Вышло лишь тусклое отражение в мутном зеркалея не могу сказать это так красиво, так ярко, как реальность, которой это лишь тусклое отражение, увиденное в темном зеркале, — а между тем, это зрелище кажется мне одним из самых сильных доказательств «чего-то высшего», в которое верил Милле, а именно — в существоваание Бога и Вечности.

Это ощущение Бога и Вечности здесь — в этом старике, тихо сидящем у своего жалкого очага — а он и сам не подозревает об этом. Есть в этой картине что-то бесценное, высокое, благородное, не предназначенное для червей.

Я вовсе не занимаюсь теологие, но лишь констатирую факт, в котором убежден наверное: у самого бедного дровосека, фермера или шахтера есть это чувство — близости большого вечного дома, к которому он как никогда близок….»

Строки эти кажутся непривычно проникновенными для Ван Гога, отношения которого с Церковью, как мы знаем, не сложились. Однако ближе к концу жизни, думается, Ван Гог все реже ставил знак равенства между Церковью и Богом, и потому, чуть позже, напсал относительно этой литографии и двух других, на которых изображен этот старик, читающий Библию и возносящий молитву.