Описание картины Леона Бакста Жар-птица - Интересное о картинах
Описание картины Леона Бакста Жар-птица

Описание картины Леона Бакста Жар-птица

Художник Леон Бакст прославился и в качестве театрального графика. Премьера известного русского балета под названием «Жар-птица» состоялась благодаря сплоченной работе мастеров искусства, в числе которых был Бакст. Он создавал эскизы костюмов для главных персонажей – к женским ролям Жар-птицы и Царевны.

Зарисовок «Жар-птица» было выполнено несколько. Они датируются 1910 годом. Эскизы совершенно отличаются по костюмам, но одинаково красивы и соответствуют теме. Главные цвета сценического образа Жар-птицы: оранжевый, желтый, красный. Иллюстратор проработал не только платье своего персонажа, но и важные дополнительные элементы образа. Это туфли, головной убор, украшения.

Эскизы к балету Бакста написаны в стиле модерн. Автор выступает и как художник, и как дизайнер с богатой фантазией. Стояла задача создать уникальный образ персонажа русской сказки. Делать костюм фантастического животного для человека вдвойне сложней, но тем и интересней. У Бакста получились ценные работы, которые впоследствии были одобрены руководством балета.

Эскизы Бакста – это также великолепные по мастерству картины. Любоваться ими могут и дети, и взрослые. Репродукцию «Жар-птица» можно разместить в любом помещении, и она заметно оживит пространство.

В костюмах «Жар-птицы» прослеживаются восточные нотки. Теплая цветовая гамма подчеркивает их. В целом образ получился динамичным, огненным. Особенно выделяется конструкция на голове героини. Высокий пышный хохолок птицы позволяет создать завершенный имидж. Низ костюма составлен из брюк и юбки средней длины. Верх открытый и приталенный. На руках персонажа множество браслетов. Большую роль играет также прическа – две длинные золотистые косы. «Жар-птица» Бакста сказочно красива и мастерски исполнена.

Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.

После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним — сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Н.

Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения «Мир искусства» (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала «Мир искусства».

В оформлении журнала сформировался характерный стиль Бакста: изысканно-графичный, полный острого чувства ирреальности окружающего бытия.

Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях« Русских сезонов» Дягилева.

«Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Видение розы» и «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.

Как декоратор Русских сезонов Бакст стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище.

С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями. В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины.

Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу.

27 декабря 1924 года Бакст умер в Париже от отёка лёгких.

Талант Бакста чрезвычайно разносторонен.

По словам Максимилиана Волошина, «Бакст с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к «Ипполиту» и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни».

У Бакста есть хорошие итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: «Мир Искусства», «Золотое Руно», «Аполлон» и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Бакст не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах «Жупел», «Адская почта» и «Сатирикон». Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов: Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана , Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова , Андрея Белого , г-жи Коровиной, С. П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус , К. Сомова , Е. И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры, иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его «Императрица Елизавета Петровна на охоте» (1903), «Коппелиус» (1909), очень интересно написанный «Ужин» (1903) и два панно: «Осень» (1906) и «Элизиум», эскиз занавеса (1906). Но всё-таки ярче всего выразился талант Бакста в его театральных постановках; по словам Александра Бенуа, они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble’ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы.