Описание картины Леона Бакста Древний ужас - Анализ картин
Описание картины Леона Бакста Древний ужас

Описание картины Леона Бакста Древний ужас

Картина «Древний ужас» относится к жанру аллегории. Стиль произведения – модерн. Оригинальные размеры полотна – 250×270 см, форма холста – горизонтальный прямоугольник. На полотне «Древний ужас» Леон Бакст отображает разрушение античной цивилизации – предположительно, легендарной Атлантиды.

На переднем плане – статуя языческой богини – голубь в ее руках позволяет узнать в изваянии Афродиту. Сама статуя на холсте «Древний ужас» схожа с архаичными «Корами», которых Леон Бакст видел в Акрополе. Именно руины этого исторического города послужили художнику вдохновением для создания пейзажа подвергшейся разрушению цивилизации на заднем плане, за спиной статуи.

Сверху композиция «Древний ужас» разбивается на две части ослепительно яркой молнией. Вдалеке, вместо линии горизонта Леон Бакст показал гряду каменных островов. Цветовая палитра картины – холодная, наполненная резкими контрастами. Леон Бакст использовал для полотна «Древний ужас» следующие оттенки:

Насыщенно-бирюзовый.
Синий.
Темно-голубой.
Бежевый.
Серовато-белый.
Светло-оранжевый.
Травянисто-зеленый.

Основные тона композиции «Древний ужас» — сине-голубой и серо-белый. Серым с бежевыми и зелеными вкраплениями художник отобразил город, а синим – поглощающее его море. Наиболее ярким акцентом на полотне «Древний ужас» является статуя в центре, на переднем плане – с ее бледно-оранжевыми косами, красными губами и синей птицей в ладонях.

Интересные факты

Несмотря на яркие, сочные цвета, работа «Древний ужас» вызывает у зрителя беспокоящие, тревожные ощущения – отсюда спорная реакция на полотно критики. Несколько любопытных фактов о картине:

Леон Бакст работал над холстом «Древний ужас» в тяжелых условиях, в крайне неудобном помещении и с трудом завершил композицию.

В 1910 г. картина получила золотую медаль Международной выставки в г. Брюссель.

В 1965 г. сын автора рассматриваемого произведения подарил произведение Русскому музею.

Статуя Афродиты в центре композиции «Древний ужас» воплощает идею «Бессмертной женственности», которая стоит выше всего – и жизни, и смерти.

Прототипом для изваяния послужила статуя, найденная на раскопках Акрополя. Отсутствующую на оригинальном изваянии кисть художник писал со своей жены.

Мистическая композиция «Древний ужас» оказалась последней живописной работой, которую создал Леон Бакст – в последующие годы он будет работать только над театральными декорациями.

Символичная картина «Древний ужас», которую Леон Бакст создал в первые годы XX века, представляет собой аллегорическое изображение гибели цивилизации. В эпоху символизма, мистицизма и декаданса, картины, изображающие мрак, разрушение и Рок, были отражением настроений эпохи, одновременно бессознательно стремившейся к изменениям и предчувствующей гибель прежнего мира.

История картины

Полотно «Древний ужас» было написано в 1908 г. Картина далась художнику нелегко – на работу над ней Леон Бакст потратил около 3-х лет. Современники утверждают, что первой версией картины «Древний ужас» было выставленное в 1906 г. в галерее Союза русских художников полотно «Terror Antiquus». Особую роль в создании красочной и правдоподобной иллюстрации античного мира сыграла поездка в Грецию, которую художник предпринял в 1907 г.

Первый раз «Древний ужас» был выставлен в осенью галерее Салона в Париже – на следующий год после создания картины. Затем Леон Бакст продемонстрировал полотно публике в Салоне Санкт-Петербурга. Реакция просвещенной аудитории на «Древний ужас» была бурной, но неоднозначной. Произведением восхищались и разносили его в пух и прах. В более поздние годы композиция побывала на выставках в Брюсселе (1910), в Риме (1911), Праге (1912) и Лондоне (1913). На данный момент картина хранится в Русском музее, в г. Санкт-Петербург.

Художник собирал картину по частям несколько долгих лет, фиксируя каждый момент своего пребывания в Греции и знакомства с эпохой Античности. Оттого на полотне, презрев пространственно-временные рамки, сосуществуют и памятники, восходящие к древней эгейской культуре XIII века до н. э., и архитектурные ансамбли уже Классической Греции.

Композиционным же центром полотна является статуя каменной Афродиты с голубем в руках, неподвижная улыбка которой вступает в контраст с изображением гибели цивилизации на заднем плане.

Зритель же наблюдает это, находясь как бы на какой-то возвышенности, при этом Афродита оказывается ближе всего к нему расположенной.

Под «древним ужасом» язычники понимали кошмар человеческого существования, которым всегда управляет непостижимый Рок. По мнению Вячеслава Иванова, применение божественного образа должно было продемонстрировать, что ничто, включая чтимых идолов, в сознании язычника не могло устоять перед хаосом существования. Только Судьба (или Хаос) способна жить вечно. Возможна трактовка картины и в более исторически конкретном контексте.

Так как замысел произведения рождался во время русской революции, можно предположить, что применение образа Хаоса помогло проиллюстрировать неотвратимость гибели всей старой жизни в преддверии кардинальных перемен, с которыми столкнулись люди начала ХХ века. Существует также и третья трактовка, согласно которой Афродита символизирует вечность искусства и его универсальную сущность.

В 1909 году картину продемонстрировали на выставке в Париже, а через год она уже удостоилась золотой медали в Брюсселе. «Древнему ужасу» суждено было стать этапным во многих отношениях произведением искусства – в первую очередь, для самого Бакста, который, несмотря на желание еще раз написать подобное полотно, почти никогда не возвращался к живописи и создавал только театральные декорации. Кроме того, картина обнажила еще один путь развития искусства 1910-х годов – неоклассицизм, последующая популярность которого позволила его в шутку назвать хронической «болезнью» культуры.