Сон бабушки и внучки — Карл Павлович Брюллов. 1829. Бумага, акварель, бронза, лак, 22.5х27.4 см
После поездки в Италию, Брюллов увлёкся жанровой живописью. Нередко его сюжеты и их претворения буквально балансировали на самой кромке высокого искусства. Однако если современники живописца и могли упрекнуть его в некой легкомысленности, то мы, потомки, можем только восхищаться изящным юмором художника.
Картина «Сон бабушки и внучки», мало того, что отображает героинь в таком интимном месте как спальня, так и пытается проникнуть в сокровенные сны спящих разновозрастных дев. Брюллов не первый раз обращается к такой композиции, где сон, как основной показатель самых потаённых мыслей, изображён в виде обнажённой женщины в прозрачной накидке, которая раскинула руки, словно крылья.
Что снится бабушке и внучке? Их мысли далеко от пристойных тем. Старая женщина, чьё лицо испещрено морщинами, видит себя молодой, кокетливо заигрывающей с удалым юношей в парике с буклями. То, что это именно она в молодости, подтверждают портреты над кроватью бабушки, да и благостная улыбка, застывшая на устах спящей.
Внучка ещё совсем юна, и сны её далеки от всяких амуров – кошмары с драконоподобными чудищами и крестами кладбищ терзают девушку. Её лицо беспокойно, фигура скованна, а одеяло вовсе почти упало на пол.
Как и все акварельные работы Брюллова, эта картина пропитана светом и яркими красками, а ироничный сюжет придаёт шедевру исключительное очарование.
Картина несёт неимоверную жизнерадостную энергетику и пропитана множествами смыслов.
Яркие краски радуют глаз, создают атмосферу лёгкости и благостности момента. Первое на что обращает внимание зритель – это комната, залитая утренними лучами солнца, которые как бы подсвечивают тайные и сокровенные сны героинь этого художественного изображения.
Солнце показывает зрителю спокойный, умиротворённый, мечтательный сон бабушки, которая спит, практически не шевелясь во сне, одеяло ровно покрывает нашу героиню. А также солнце показало мощную энергетику внучки, которая крутясь во сне от своих динамичных снов, скинула одеяло на пол, да и вся её поза сна говорит о том, что ей хочется закрыться от окружившей её недоброжелательной реальности.
Юмористическая тема поднимает настроение. Художник в образе парящей в прозрачных одеждах обнажённой женщины показывает царицу сна, с витающими в её одеждах снах героинь. Над бабушкой парит сон из её счастливой юности, где она молодая и кокетничает с таким же молодым юношей. О её светлых чувствах к этому человеку говорит счастливая улыбка во сне.
О том, что это именно она с юношей, поведал нам портрет на стене спальни. Ну а у внученьки сны не такие безмятежные. Её мучают предрассветные кошмары с крестами и чудищами на драконах. Постель вся смята, руки пытаются закрыть лицо от надвигающейся опасности, ну а ноги готовы убегать…
И только очень внимательный зритель обратит внимание на дневную одежду, которую наши героини оставили на стуле перед сном. Здесь наблюдается полная противоположность снам. Бабушкино платье – чёрное, сразу понимаешь, что в реальности её мысли не так легки и жизнерадостны, а у внучки наоборот дневное платье жёлтенькое и воздушное, что также идёт вразрез с её тревожными и ужасными снами, которые переполнены кладбищенскими жуткими пейзажами и скачущими на драконах чудовищами. Полная противоположность внешних видимых характеристик мироощущения и внутренних страстей каждого человека.
Вот так художник показал невидимый план сна, он как бы проник в сокровенные мысли и сделал их видимыми.
Своей картиной художник даёт понять, что не всё видимое является истинным, а наоборот, что чаще всего имеет совсем противоположное значение. Он как бы призывает зрителя не судить человека по одёжке.