Триптих “Святые отшельники” написал нидерландский художник Иероним Босх в 1493 году.
Масштабный и прекрасный – типичный Босх
Настоящее имя автора, потомственного художника – Ерун Антонисон ван Акен. Он был одним из лучших мастеров периода Северного Возрождения.
Основной темой его картин была жизнь и деяния святых, больше всего для них использовались библейские сюжеты.
Все художники средневековья изображали чудеса или мучительную смерть, Босх же отображал духовность, вкладывал в картину глубокий философский смысл. Одной из таких и является картина “Святые отшельники”, состоящая из трех частей (триптих), объединенных общей идеей.
Каждый из трех сюжетов достаточно сложен и имеет множество деталей. В сюжете можно найти и смирение, и соблазн, и святость/греховность мыслей.
Босх написал эту картину после прочтения “Книги высшей правды”. Это произведение повлияло на его мировоззрение и вдохновило на создание шедевральных “Отшельников”.
На картине изображены отшельники, предающиеся мыслям на природе. В центре – святой Иероним, смотрящий на распятие Христа, ищущий в нем спасения. В созерцании он находит некое прибежище от сил зла. Рядом два чудовища, сцепившиеся друг с другом в смертной схватке.
На левой стороне изображен святой Антоний. На фоне ночного пейзажа его соблазняет обнаженная царица демонов. Она находится в пруду, вокруг нее черти в виде рыбы, павлина и карликов-уродов.
На правой стороне изображен святой Эгидий. Он устроился в своей часовне и молится перед алтарем. В груди его торчит традиционный атрибут – стрела. Святой Эгидий спас свою любимую олениху от стрел охотников, заслонив ее своей грудью.
Палитра триптиха темная. Автор в основном делал акцент на бурые, коричневые, серые, черные тона.
Общий размер работы – 86,5 Х 60 см. Произведение сильно повреждено, его части хранятся во Дворце Дожей и Палаццо Веккьо.
И.Босх большую часть своих работ писал на тему о житие святых, часто использовал библейские сюжеты. Художник не использовал этюды так популярные в свое время. Часто изображалось сотворение чуда или мучительная смерть, такие картины вызывали восторг у людей Средневековья. Босха привлекали тихие сюжетные линии, которые отображали духовность и глубокий философский смысл.
Картина «Святые отшельники» отображает отшельников, которые придаются своим мыслям на фоне природы. Все картины показывают принципы жития в тракте
«Подражание Христу». Три сюжета очень сложные с множеством деталей. Здесь и смирение, и соблазн женской плотью. Переплетается святость и греховные мысли, а, как известно, думать о грехе уже грешно.
Картина было создана после прочтения «Книги высшей правды». Это мистическое произведение повлияло на мировоззрение художника и послужило вдохновением для создания живописного шедевра. Полотно отображает степени прихода к высшей правде. На центральном изображении святой Иероним смотрит на распятие Христа в поисках в нем спасения. Вокруг него остатки язычества и душевные противостояния, изображенные в виде двух сцепившихся чудовищ.
Художник изобразил его нетрадиционно, отойдя от образа старца. Святой молится на остатках язычества, которые еще не исчезли. Левая сторона отображает образ святого Антония. Его искушает обнаженная женщина, а вокруг нее бесы. Такой образ соблазна очень точно передает плотские желания обычного человека.
Для художника именно этот святой был ближе всего. Святой Антоний много времени провел в пустыне. Он сопротивляется соблазну, а зарево горящего поселка все ярче освещает сопроводителей греха.
Правая сторона работы отображает жизнь святого Эгия. Он комфортно расположился в пещере и молится. Святой с торчащей из груди стрелой. Такой образ был традиционным, он закрыл собой любимого оленя. Святой Эгий охраняет всех нищих и бедных. Именно с его помощью отпускаются грехи.