Повар — Джузеппе Арчимбольдо. 1570. Холст, масло. 53 x 41 см
Эта картина – классический перевертыш с элементами сюрреализма, которые были так свойственны творчеству Арчимбольдо. Если смотреть на полотно в обычном положении, то это классический натюрморт, на котором видны руки человека, снимающую металлическую крышку с такого же большого блюда. На нем лежат различные мясные блюда – жареный поросенок, тушка кролика и небольшой цыпленок. Вроде все обычно, качество изображения на высоте, но никакого особенного впечатления работа не производит.
Но стоит только перевернуть полотно на 180 градусов, как все радикально меняется. Рядовой натюрморт превращается в оригинальный портрет. На нем изображена голова человека, составленная из совершенно необычных предметов – пищи. Лицо формируется кроличьей тушкой, верхняя часть головы, лоб и затылок – это поросенок, а нос создается цыпленком, его голова и клюв превращаются в глаз персонажа.
На голове повара оказывается шляпа, созданная из блюда. Она украшена «брошью» из ломтика лимона с зубочисткой, а также «пером» из веточки дуба с желудями. Второе блюдо формирует своеобразный воротник или латы. В целом получившийся портрет выглядит цельным и органичным, а облик человека — узнаваемым.
Портрет иди натюрморт? Жаркое или лицо? «Повар» – одна из самых удачных и занимательных зрительных иллюзий Арчимбольдо. Придворный портретист императора Максимилиана изобразил повара, чем в очередной раз заслужил похвалу высокой особы.
В основе образа с антропоморфными чертами лежит техника парейдолии (создание иллюзий и на основе изображений других реальных предметов). На раскрытом серебряном подносе находятся запечённые целиком кролик, индейка и поросенок. По истине императорское угощение. При повороте холста они превращаются в довольно мрачные черты человеческого лица, а тарелка в элемент рыцарского доспеха. Немного фантазии и зеленые листья становятся элегантным пером. Подобные эксперименты были не редкостью в эпоху Возрождения. Джузеппе Арчимбольдо был их признанным мастером еще при жизни.
«Бытие определяет сознание» – художник шестнадцатого века пытался выразить этот постулат задолго до Гегеля и Маркса в картине «Повар». Но выразил это не пером, а кистью. Второе «перевернутое» изображение недвусмысленно намекает зрителю о дуализме бытия (двух его началах). К пониманию этой философской категории приблизился Рене Декарт, спустя сто лет. Интерпретировать полотна Арчимбольдо трудно, потому что зрителя отделяют от эпохи Возрождения несколько сотен лет.
Некоторые исследователи считают работу художника предвосхищением сюрреализма. Его подражателей можно встретить даже в 21 веке. Картина прекрасно сохранилась до наших дней. С ней можно познакомиться в Национальном музее Швеции в Стокгольме.